БЛОГ

Чем заменить лидерство?

Лидерство
Время на чтение: 9 минут

Нет ничего незаменимого. Заменить можно лидера и даже само лидерство. Существует теория, согласно которой лидеры могут быть заменены «заменителями», и при этом эффективность команды не пострадает.

Один человек в роли лидера на протяжении всего периода работы команды? Это вовсе необязательно. Активного лидера может и не быть, но должно быть то, что получает команда от лидера. Что это и чем же на самом деле можно заменить лидерство – выясняем.
Если у команды есть кто-то у руля – сотрудники успешно справляются со своими задачами, но сами задачи или организация в целом могут быть такими, что «водитель» и даже сам руль станут необязательными. Рассматриваем теорию С. Керра и Дж. Жермье о возможностях замены лидера.

Новые лидеры

В наших компаниях долго использовалась модель лидерства по Макиавелли, которая не требовала от лидера даже наличия хороших качеств, лидеру достаточно было создавать впечатление, что они есть, быть «великим притворщиком и лицемером». С таким подходом многие крупные компании погрязли во внутренних аферах и являются благодатной почвой для развития интриг. Но в 21-м веке такая модель не приводит к эффективности компании. Сейчас больше ценятся лидеры, способные убеждать и воодушевлять. Идея «Цель оправдывает средства» становится неактуальной и неэффективной.

Сегодняшний лидер владеет важным искусством управления отношениями и именно это дает новые возможности для компании. Сегодняшний лидер не забирает на себя все влияние и контроль – он делится ответственностью, влиянием и контролем с сотрудниками. Лидерство перестало быть диктатурой и превратилось в наставничество. При таких изменениях стало все труднее находить грань между лидерством и менеджментом.

Сегодняшний лидер не просто демонстрирует и использует власть, но растит новых лидеров. Обладая важными качествами, лидер передает их другим, готовя последователей и приемников. Приемники со временем превращаются в самостоятельно мыслящих лидеров. Именно такая задача сегодня ставится перед лидером. Лидеры используют любые возможности, чтобы передать свои навыки, качества, способности.

В теории Н. Тичи «двигателя лидерства» есть такое понятие – передаваемая точка зрения. Это структурированная система идей и ценностей лидера, в которую «упакован» опыт лидера для передачи последователям.

«Двигатель лидерства» работает там, где воспитание новых лидеров включено в корпоративную культуру.

С чем связывают лидерство?

Огромное количество попыток собрать в один список все характеристики лидера привели к созданию разных списков, в которых характеристики лидеров рассматривались под разными углами.

У авторов системы «заменителей» лидерства получилось ответить на вопрос, что понимают под лидерством. Теперь мы получили перечень характеристик лидера, а также команды, на которую благоприятно повлияло лидерство.

Только после этого стало возможным рассуждать, сможет ли команда и отдельные сотрудники получить те же характеристики без активного лидера, и, главное, что это за характеристики.

Ниже – список характеристик, который назван списком «заменителей». «Заменители» – это качества эффективного лидерства, которые обычно проявляются при наличии эффективного лидера и ради которых в компаниях развивают лидерство.

С чем же связывают лидерство?

1. Мотивационные установки:

  • Проактивность. Лидеры характеризуются активностью и высокой энергией, для них важны действия и результаты, они являются инициаторами различных решений, создателями программ действий и ответственными за реализацию этих программ, включая ответственность за действия других.
  • Ориентация на успех. Лидеры отличаются движением к успеху, ради которого они воодушевляют сторонников на достижение более высоких и более качественных результатов. Лидерам свойственно повышать планку – устанавливать более высокие и новые стандарты работы для себя и других.

2. Навыки межличностного общения:

  • Нацеленность на развитие. Лидеры нацелены на постоянное развитие команды, поручая своим последователям все более сложные задачи.
  • Управление взаимодействиями. Лидеры формируют сплоченные команды, общее видение проблемы, заряжают команды энергией и интегрируют усилия на достижение цели.
  • Межличностное общение. Лидер отвечает за создание благоприятной ситуации в команде, где каждый способен расти, развиваться, проявлять свое творчество.

3. Представительские навыки:

  • Уверенность в своих силах. Лидеру необходимо быть уверенным в своих силах. Для этого он изучает самую разную информацию, чтобы сформировать реальную картину мира и видение будущего.
  • Навыки презентации. Лидеры умеют и должны уметь донести до своих последователей основные посылы так, чтобы идеи были понятны, а проекты поддержаны. Лидеру необходимо быть хорошим оратором.

4. Мотивационные навыки:

  • Влияние. Личное воздействие, способствующее вовлечению. Воздействие происходит за счет авторитета, атмосферы доверия и уважения, личного примера.
  • Диапазон мотивации. Лидер располагает широким диапазоном приемов мотивации, не требующих административных мер наказания, чтобы сотрудники порядочно и активно выполняли свою работу.

Попытки определить единый перечень качеств лидера, по мнению авторов теории, неуместны, поскольку в разных ситуациях потребуются разные качества. Зато известен желаемый результат – характеристики лидерства, перечисленные выше.

Авторы теории также считают, что нецелесообразно, чтобы лидер был неизменно один на протяжение всей жизни группы. В ходе реализации проекта руководить проектом в разные периоды могут разные люди, в зависимости от компетенций, которые больше нужны на конкретной фазе проекта. Бывшие лидеры не покидают команду, а могут оставаться работать в ней как последователи. Это сегодня нормально, востребовано и актуально – когда один и тот же человек может выступать как лидером, так и последователем, а лидерство передается по эстафете.

Такой подход назвали разделенным лидерством.

Но и это еще не все. Лидер может не понадобиться вообще. При правильной организации, при определенных характеристиках заданий и уровне компании лидерство может не понадобиться вообще. Нужные для этого характеристики назвали «заменителями лидерства».

Три категории «заменителей»

Эффективные заменители лидерства поделили на три группы.

1. Связанные с последователями:

  • Способности, опыт, обучение, знание.
  • Стремление к независимости.
  • Профессиональная ориентация.
  • Мотивация, не связанная с организационными вознаграждениями.

2. Связанные с заданием:

  • Определенная, понятная механическая работа.
  • Работа по инвариантной модели.
  • Наличие обратной связи.
  • Работа, которая нравится.

3. Связанные с организацией:

  • Понятные строго определенные планы, цели, распределение ответственности.
  • Жесткие однозначные правила и процедуры.
  • Высокоспециализированная поддержка (консультации, рекомендации).
  • Отсутствие лидера физически рядом.

Предполагается, что если всем этим обеспечить сотрудников, то они будут демонстрировать высокую эффективность даже без наличия рядом лидера.

Так нужны ли лидеры?

Мы знаем, что лидеры нужны, и знаем, насколько это важно. Не зря лидерство не устают изучать, пытаются понять и развить для повышения успешности и эффективности.

Лидер задает тон, повышает мотивацию, приводит группу к цели. И все же известны случаи, когда группы добивались таких же результатов и без лидера.

Это наводит на размышления. Может лидеры и не нужны? Может секрет в чем-то другом? Бывают команды, в которых есть номинальный лидер, но он настолько слаб, что не помогает командам, а иногда даже создает препятствия для развития. И тем не менее такие группы бывают успешны. Получается, группы иногда могут самостоятельно управлять своим поведением, мотивацией, работой и успехами? Возможно, речь о тех командах, где смогли выработать правила и нормы, которые играют роль регулятора? Может в таких командах в силу особенностей структуры лидер не нужен?

Исследователи серьезно занимались этими вопросами, изучая потребности в лидерстве, возможное преувеличение роли лидерства, представления о лидерстве, в том числе и заблуждения. Так и появились теории воссоздания лидерства Майндла и «заменителей» лидерства Керра и Жермье.

Майндл поставил под сомнение значимость и эффект лидерства, обратив внимание на то, что исследования лидерства не несут особой пользы, поскольку нацелены на то, кто становится лидером, а не на эффект самого лидерства. Важнее, считает исследователь, кем является лидер и что он делает. Объектом изучения лидерства должны быть подчиненные и последователи, считает Майндл.

Наверняка, это не последний интерес к лидерству с точки зрения возможности обойтись без него. В конце концов таков сегодня тренд – использовать роботов вместо работников цехов, чат-ботов вместо модераторов и т.д. Почему бы не заменить лидера четкими инструкциями, строго выписанными правилами и процедурами. В этом есть плюс – экономия и отсутствие человеческого фактора.

Но как быть с постоянными переменами и стрессами, справляться с которыми помогают лидеры и никакие выписанные процедуры не подскажут растерянным сотрудникам, как они справятся с любой возникшей угрозой, пройдут любое испытания и достигнут успеха вместе?


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение