Что такое команда мечты? Какие ее основные признаки и каковы секреты построения такой команды? Продолжаем знакомиться с подходами к оценке эффективности команд и путями улучшения командных результатов.
Каждый в понятие «команда мечты» вкладывает свой смысл. Скорей всего, всем важно, чтобы это было взаимодействие равноправных коллег, чтобы они успешно достигали общей цели, и при этом чтобы их глаза горели, сердца пылали – чтобы им нравилось делать то, что они делают.
Все великое создается командой
Компании такое положение вещей всегда выгодно, ведь когда сотрудники работают вовлеченно и на пике собственной эффективности, они сами укрепляют свои мускулы и реализуют цели компании. Компании, и каждому ее сотруднику нужны высокоэффективные команды.
Как говорил Стив Джобс, все великое в бизнесе никогда не делается одним человеком, оно делается командой людей.
Та же суть заложена в английское слово TEAM: Together Everyone Accomplishes More – вместе каждый достигает большего!
Признаки команды
Многие спрашивают, как понять, что это команда? Я уже развернуто рассказывал о стадиях формирования команды и признаках на каждой стадии. Признаки команды – это признаки уже сформированной эффективной команды. Есть много моделей определения признаков эффективной команды, например, модель Хокинса, о которой был отдельный материал. Существуют другие модели, но ключевые признаки в них повторяются:
Наличие общей цели, а не множества индивидуальных.
Доверие друг к другу вместо одиночества и отчужденности.
Сотрудничество вместо конкуренции.
Работа на общий результат.
Творчество вместо стереотипных действий.
Конструктивная самореализация вместо борьбы за выживание.
Эффект синергии вместо одиночного прорыва.
Как построить высокоэффективную команду. Модель GRPI
Для построения высокоэффективных команд используют модель GRPI. Модель была предложена Рубиным, Пловником и Фраем в 1977 году.
Прежде всего у команды есть общая цель, каждый знает свою роль, свое место в структуре, свою функцию с учетом своих психологических особенностей, способа мышления. Например, если сотрудник способен анализировать информацию, он будет в команде аналитиком, а не пиарщиком.
Внутри команды обязательно вырабатываются правила и процедуры, которые позволяют всем участникам четко взаимодействовать на пути к достижению целей. Если не договориться, каждый начнет действовать, исходя из своих собственных представлений.
Команда – это живой организм, где коммуникация – кровеносная система. Настроенная своевременная и качественная доставка информации помогает команде выполнять свои функции качественно.
К этой модели добавляют еще один элемент: Values – ценности. Речь идет не о декларируемых ценностях, которые разработало какое-то агентство для компании, а тех, которые определили сами участники, чтобы реализовать свою стратегию, в разработке которой они тоже участвовали. Сейчас в тренде подбирать сотрудников по ценностям, переводить ценности в компетенции и соединять их. Этот пятый элемент делает команду по-настоящему эффективной, а систему – живой, рабочей, особенно сегодня.
Для построения высокоэффективных команд, которые сами определяют свои ценности и стратегию, проводят командный коучинг. Роль коуча – выступать катализатором и фасилитатором, способствующим достижению целей бизнеса в эпоху постоянных изменений за счет открытого и конструктивного взаимодействия в команде.
Ценности команд
Как могут звучать ценности команд?
Некоторые ценности, которые могут быть актуальны как внутри команды, так и во взаимодействии с внешней средой:
Люди. Ценность каждого человека и вера в каждого человека.
Результат. Фокус на результате и стремление к достижению большего.
Развитие. Вдохновлять людей к самореализации и развитию, а бизнес – к росту.
Ответственность. Уважение к свободе каждого, ответственность за свои действия.
Любовь. Делать свое дело с любовью к людям.
Польза. Радость от того, что приносишь пользу людям, бизнесу, обществу.
Энергия. Заряжать энергией все, к чему прикасаемся.
Открытость. Открыто действовать, думать, говорить.
Принципы коммуникаций в команде
В эффективной команде существуют принципы коммуникаций. Пример – Пять «О»:
Открытость.
Осознанность.
Ответственность.
Ограничения.
Обучение.
Практикуют также подход «Что – Как»: ЧТО делаем и КАК делаем. Коммуницируя, следить не только за содержанием, но и за подачей. Это касается постановки задач, обратной связи, обучения, разрешения конфликтных ситуаций.
Как понять, что компания процветающая и успешная – 5 характеристик
Характеристики, которые стоит развивать:
«Видение поля». У футболиста нет времени думать – можно проиграть игру. Так и в бизнесе. Важно, чтобы все четко понимали общие цели и где в каждый конкретный момент находится команда. Понимание своей позиции отличает сильного игрока от посредственного.
Способность общаться в команде. Умение донести до каждого информацию без искажения, от каждого получить реальную информацию, и уметь защитить интересы команды.
Общее развитие. Способность расти, развиваться и двигаться вместе и в одном темпе, реализуя миссию компании. Ровняться на первых, подтягивать отстающих – все это реально в успешно развивающейся команде.
Слаженность, доверие и взаимопомощь. Это позволяет работать, как единое целое.
Стремление быть частью команды, предложить ей свои лучшие способности. В сильной команде каждый занимает место согласно самым сильным своим сторонам.
Все это – ориентиры, к которым следует стремиться. Знать цель – это уже половина дела.