БЛОГ

5 характеристик процветающих команд

Развитие команд
Время на чтение: 5 минут

Что такое команда мечты? Какие ее основные признаки и каковы секреты построения такой команды? Продолжаем знакомиться с подходами к оценке эффективности команд и путями улучшения командных результатов.
Каждый в понятие «команда мечты» вкладывает свой смысл. Скорей всего, всем важно, чтобы это было взаимодействие равноправных коллег, чтобы они успешно достигали общей цели, и при этом чтобы их глаза горели, сердца пылали – чтобы им нравилось делать то, что они делают.
Рекомендуем
Как понять, что электронные курсы будут полезны вашей компании? Заполните чек-лист и проанализируйте количество ответов. Возможно, вы увидите новые возможности для своего роста.
Скачать чек-лист!

Все великое создается командой

Компании такое положение вещей всегда выгодно, ведь когда сотрудники работают вовлеченно и на пике собственной эффективности, они сами укрепляют свои мускулы и реализуют цели компании. Компании, и каждому ее сотруднику нужны высокоэффективные команды.

Как говорил Стив Джобс, все великое в бизнесе никогда не делается одним человеком, оно делается командой людей.

Та же суть заложена в английское слово TEAM: Together Everyone Accomplishes More – вместе каждый достигает большего!

Признаки команды

Многие спрашивают, как понять, что это команда? Я уже развернуто рассказывал о стадиях формирования команды и признаках на каждой стадии. Признаки команды – это признаки уже сформированной эффективной команды. Есть много моделей определения признаков эффективной команды, например, модель Хокинса, о которой был отдельный материал. Существуют другие модели, но ключевые признаки в них повторяются:

  • Наличие общей цели, а не множества индивидуальных.
  • Доверие друг к другу вместо одиночества и отчужденности.
  • Сотрудничество вместо конкуренции.
  • Работа на общий результат.
  • Творчество вместо стереотипных действий.
  • Конструктивная самореализация вместо борьбы за выживание.
  • Эффект синергии вместо одиночного прорыва.

Как построить высокоэффективную команду. Модель GRPI

Для построения высокоэффективных команд используют модель GRPI. Модель была предложена Рубиным, Пловником и Фраем в 1977 году.

  • Goals – цели.
  • Roles – роли.
  • Procedures – процедуры, правила.
  • Interpersonal relations – межличностные отношения, коммуникации.
Прежде всего у команды есть общая цель, каждый знает свою роль, свое место в структуре, свою функцию с учетом своих психологических особенностей, способа мышления. Например, если сотрудник способен анализировать информацию, он будет в команде аналитиком, а не пиарщиком.

Внутри команды обязательно вырабатываются правила и процедуры, которые позволяют всем участникам четко взаимодействовать на пути к достижению целей. Если не договориться, каждый начнет действовать, исходя из своих собственных представлений.

Команда – это живой организм, где коммуникация – кровеносная система. Настроенная своевременная и качественная доставка информации помогает команде выполнять свои функции качественно.

К этой модели добавляют еще один элемент: Values – ценности. Речь идет не о декларируемых ценностях, которые разработало какое-то агентство для компании, а тех, которые определили сами участники, чтобы реализовать свою стратегию, в разработке которой они тоже участвовали. Сейчас в тренде подбирать сотрудников по ценностям, переводить ценности в компетенции и соединять их. Этот пятый элемент делает команду по-настоящему эффективной, а систему – живой, рабочей, особенно сегодня.

Для построения высокоэффективных команд, которые сами определяют свои ценности и стратегию, проводят командный коучинг. Роль коуча – выступать катализатором и фасилитатором, способствующим достижению целей бизнеса в эпоху постоянных изменений за счет открытого и конструктивного взаимодействия в команде.

Ценности команд

Как могут звучать ценности команд?

Некоторые ценности, которые могут быть актуальны как внутри команды, так и во взаимодействии с внешней средой:

  • Люди. Ценность каждого человека и вера в каждого человека.
  • Результат. Фокус на результате и стремление к достижению большего.
  • Развитие. Вдохновлять людей к самореализации и развитию, а бизнес – к росту.
  • Ответственность. Уважение к свободе каждого, ответственность за свои действия.
  • Любовь. Делать свое дело с любовью к людям.
  • Польза. Радость от того, что приносишь пользу людям, бизнесу, обществу.
  • Энергия. Заряжать энергией все, к чему прикасаемся.
  • Открытость. Открыто действовать, думать, говорить.

Принципы коммуникаций в команде

В эффективной команде существуют принципы коммуникаций. Пример – Пять «О»:

  • Открытость.
  • Осознанность.
  • Ответственность.
  • Ограничения.
  • Обучение.
Практикуют также подход «Что – Как»: ЧТО делаем и КАК делаем. Коммуницируя, следить не только за содержанием, но и за подачей. Это касается постановки задач, обратной связи, обучения, разрешения конфликтных ситуаций.

Как понять, что компания процветающая и успешная – 5 характеристик

Характеристики, которые стоит развивать:

  • «Видение поля». У футболиста нет времени думать – можно проиграть игру. Так и в бизнесе. Важно, чтобы все четко понимали общие цели и где в каждый конкретный момент находится команда. Понимание своей позиции отличает сильного игрока от посредственного.
  • Способность общаться в команде. Умение донести до каждого информацию без искажения, от каждого получить реальную информацию, и уметь защитить интересы команды.
  • Общее развитие. Способность расти, развиваться и двигаться вместе и в одном темпе, реализуя миссию компании. Равняться на первых, подтягивать отстающих – все это реально в успешно развивающейся команде.
  • Слаженность, доверие и взаимопомощь. Это позволяет работать, как единое целое.
  • Стремление быть частью команды, предложить ей свои лучшие способности. В сильной команде каждый занимает место согласно самым сильным своим сторонам.
Все это – ориентиры, к которым следует стремиться. Знать цель – это уже половина дела.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение