Делать все и сразу – значит не делать ничего. Однако в некоторых резюме можно встретить среди профессиональных качеств мультизадачность, а в вакансиях точно такое же требование.
Еще в 2009 году профессор Стэнфордского университета Клиффорд Нэсс решил проверить, насколько успешны сотрудники-мультитаскеры, и доказал, что они не демонстрируют лучшие результаты. Начал он исследование, полагая, что эти люди обладают волшебным навыком, а оказалось, что они просто всех дурачат. Получается, мультизадачность – обычный обман, в ходе эксперимента мультитаскеры не могли справиться с возникающими проблемами и «проваливали все подряд».
Обман заключается в том, что все считают работу в режиме мультизадачности эффективной, а это не так.
Сам термин «мультизадачность» появился в 1960-е, и использовали его по отношению к компьютерам, а не людям. Идея мультизадачности в том, чтобы ЦП попеременно использовался несколькими задачами. Вскоре этот смысл был искажен и под этим термином стало означать несколько задач одновременно, и применяться он начал к людям. От людей начали ожидать того, на что неспособен даже компьютер.
Вы можете спросить, а как же
«36 часов в сутках»? Мы и правда способны делать сразу несколько дел – говорить и кушать, прогуливаться и общаться по телефону, но фокусироваться сразу на нескольких предметах не можем. Сократить время мы сможем за счет объединения двух дел, если на одном из них не нужно фокусироваться, а вот достичь эффективности, выполняя две задачи, требующие внимания, – не получится.
Важно не путать совмещение и многозадачность. Зато есть риск сфокусироваться не на самих делах, а на успешном выполнении нескольких дел, упустив из виду более важное.
К сожалению, современное общество видит успешного человека как мультитаскера. Дети делают уроки с музыкой и смс-перепиской, взрослые одновременно едят, говорят, ведут машину или даже бреются за рулем – все это не только потому, что нужно успеть все сделать, а чаще потому, что это считается признаком успешности – делать много всего сразу.
Исследования показали, что сотрудников в офисах отвлекают на что-либо примерно каждые 11 минут, а около трети рабочего дня приходится тратить на то, чтобы вернуться в рабочее состояние после таких отвлечений. Мало кто осознает, что это ненормально, мы все равно считаем важным выполнить работу в срок.
На самом деле мультизадачность не экономит время, а тратит его зря. Переключаясь с задачи на задачу, мы принимаем решение переключиться и определяем правила нового дела, тратя какое-то время на переориентирование. Это занимает время и чем чаще переключаемся, тем больше времени уходит на переключение.