Что нового привносят разные компании в эту стандартную структуру формирования кадрового резерва?
Модель компетенций Существует подход к формированию кадрового резерва, в основу которого закладывается
модель компетенций. Это критерии, по которым оценивают и развивают резервистов. Эта модель не только вполне прижилась, но и поддается цифровизации, что стало особенно критичным с вынужденным переходом на удаленку.
Современный подход к модели компетенций – это:
- «Живые» компетенции, составленные на основе реальных потребностей руководителей предприятий.
- Универсальная модель, учитывающая не только вертикальную, но и горизонтальную карьеру.
- Оцифрованная модель.
Для сбора информации о требуемых компетенциях проводят опросы всех руководителей предприятия или холдинга – от мастеров до директоров. Таким образом вся компания принимает участие в создании «портрета идеального сотрудника».
Более упрощенная модель – интервью не всех руководителей, а отдельных управленцев, фокус-группы, на которые приглашаются от нескольких человек до нескольких десятков руководителей.
Универсальные компетенции – это компетенции, позволяющие сотруднику не просто подняться на ступень выше, но и занять любую должность более высокого уровня в пределах всей компании. Уровень мастера, среднего менеджера, руководителя отдела и т.д. для всей компании предполагает наличие определенных компетенций вне зависимости от специализации.
Для освоения компетенций сотрудникам предлагаются цифровое обучение и очные мероприятия, индивидуальные программы для самостоятельного обучения, групповые форматы, стажировки и обучение в топовых вузах страны.
Таким образом, свежие тенденции в модели компетенций российских компаний – универсализация компетенций и оцифровка модели.
Новые компетенции За последний год появились новые компетенции, которые были включены в модель компетенций компаний.
Новые универсальные компетенции, которые российские компании включают в модель компетенций:
- Коммуникации. Для повышения уровня от сотрудников требуется быть хорошими коммуникаторами.
- Управление собой и своим временем. Стало актуальным при переходе на удаленку. Стало понятно, что в наступившие времена сотрудник должен быть более самостоятельным.
- Системное мышление. Сегодня крайне важно видеть не только свой отрезок или звено в общей цепи, а весь процесс целиком.
- Управление проектами и процессами. Проектный подход потихоньку внедряется в реальность каждой компании.
- Способность работать в условиях неопределенности. Кстати, у представителей поколении Y и Z этот навык уже сформирован. Остальные должны учиться встречаться с «черными лебедями», если планируют продвигаться по карьере.
- Мультикультурность. Diversity – в тренде международного бизнеса уже несколько лет, сегодня компетенция становится еще более востребованной. Если уметь смотреть на проблему с разных позиций, то вероятность найти нетривиальные решения повышается. А сегодня нужны альтернативные идеи, гибкость, поэтому важно выходить за рамки своей культуры и уметь слышать идеи из разных уголков мира.
- Осознанность. Руководитель проекта «Атлас новых профессий» Павел Лукша назвал осознанность ключевой компетенцией 21-го века. Она помогает сконцентрироваться на настоящем, не выпуская будущее из поля зрения.
- Межотраслевая коммуникация. Важно умение работать с проектами на стыке нескольких дисциплин.
Многоступенчатый отбор Компании серьезно подходят не только к подготовке, но и к отбору кандидатов в резервисты.
Популярности набирает многоступенчатый отбор кандидатов. В компании готовится многомодульная программа подготовки кадрового резерва, которая предполагает предварительный конкурс.
К примеру, первый этап – формальный: наличие соответствующего образования и опыта. Далее, второй этап, – определение наличия перечня компетенций путем тестирования. Если компетенции недостаточны, формируется группа обучения. Если кандидат проходит отбор, его ждет следующий этап – дистанционный тур, в котором будут определены необходимые качества и управленческий потенциал. И так далее. По результатам каждого уровня формируется потребность в обучении, рейтинг претендентов и обратная связь между участниками.
Претенденты проходят программу обучения, которая включает развитие необходимых управленческих навыков в соответствии с бизнес-потребностями компании. В обучение современные компании включают тренинги, деловые игры, групповые задания.
Горизонтальные связи в ходе формирования кадрового резерва Тренд на коучинг затронул и процесс формирования кадрового резерва. Сегодня этот процесс ставит перед собой широкие цели: помимо основной, среди целей процесса – формирование корпоративной культуры, а также выстраивание горизонтальных связей. Это формирует культуру взаимопомощи между руководителями и развивает культуру коучинга в компании. В Kimberly-Clark благодаря таким горизонтальным связям в ходе тренингов обучаемым назначаются наставники – руководители смежных подразделений. В результате активного взаимодействия – генерация идей, моделирование ситуаций, поиск решений – формируется сплоченная команда всей компании.
Этому способствуют игровые ситуации в ходе обучения кадрового резерва, выход из зоны комфорта, разного рода активность. Популярные форматы:
- Бизнес-игры.
- Конкурсы, турниры.
- Марафоны.
- Интерактивные тренинги.
- Групповое решение реальных проблем компании в формате соревнования.
- Мозговые штурмы.
- Фасилитации.
Устойчивый тренд в практике формирования кадрового резерва – привлечение к процессу профессиональных бизнес-тренеров. Это расширяет кругозор, вовлекает, причем, всю компанию, делает процесс формирования и обучения кадрового резерва не скучной рутиной, а ярким событием в компании.