БЛОГ

Секреты эффективного управления

Развитие руководителей
Время на чтение: 12 минут

Профессионализм руководителей лучше изучать на живых примерах. Легенда автобизнеса Ли Якокка упростил нам работу по постижению природы успеха и написал несколько автобиографических книг, помогающих изучать его путь лидера. Чем запомнился он миру и чему мы можем у него поучиться?

В статье:
Секреты эффективного управления | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Секреты эффективного управления | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Очень многие думают, что главное найти революционную идею – это поможет стать знаменитым, успешным, влиятельным и богатым. Однако представьте, что вы слишком слабы, а идею может отобрать любой. Такая картинка делает нас уязвимыми при мысли, что вокруг есть более сильные и мы можем не удержать, потерять «клад», не успев воспользоваться найденным. Не стоит волноваться, такой подход ошибочен – ведь нет никакого единственного «клада», идеи витают вокруг, их хватит на всех. Даже те, кто их находит, далеко не всегда могут этим воспользоваться, а те, кто отбирают, не всегда знают, что с ними делать дальше.

Идея – это только потенциальная удача, зря многие ищут ее как готовую упакованную возможность получить успех и славу.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Для рождения идеи нужно подготовить почву

Важнее не найти, а суметь справиться с хорошей идеей. Для рождения идеи нужно подготовить почву – окружить себя лояльными единомышленниками, которые помогут развить и реализовать ваше открытие.

Знаменитый менеджер и автор ярких идей в автомобильной отрасли Ли Якокка как-то выразил мудрую мысль – она о том, что в голове порой рождаются самые прекрасные идеи, но если мы не умеем довести их до сознания слушателей, мы ничего не добьемся.

Если нас окружает надежная команда, она воспримет нашу идею и поможет ей прорасти. Если единомышленников нет – нужно суметь привлечь их к своему открытию, убедить, что находка ценна.

Ли Якокка может стать примером убеждения. Он выступал афористично и пафосно. И он мог себе это позволить как создатель Ford Mustang и спаситель корпорации Chrysler.

Звездная история Якокки

В своей книге «Карьера менеджера» Ли Якокка объясняет свой путь как путь обычного человека из простой семьи иммигрантов, который через всю жизнь пронес ценности, заложенные в детстве.

То была семья из людей, которые гордились, что живут в этой стране, и считали, что здесь человек может достичь чего угодно, стать кем захочет, если будет прилагать достаточно усилий.

Звучит банально, но, кажется, многим сейчас для успеха не хватает именно такой уверенности. Если знаешь, что это существует, ты просто идешь к цели, труднее, когда сомневаешься в существовании желаемого.

Ли повезло: родители ему внушили веру в свои силы вместе с воспитанием. Причем, показали пример собственными жизнями. Таким образом, лидерство прививалось прямо в семье. Родители поддерживали детей, учили, что всего можно достичь, помогали верить в свои силы и радовались успехам каждого. Это была итальянская семья, в которой было принято отрыто выражать свои чувства и громко радоваться успехам.

Отец показал сыну, как обеспечивать семью и как за семью бороться. Он открыл свой ресторанчик, в котором торговал хот-догами. Он учил сына не ввязываться в бизнес с крупными инвестициями (банки приберут все к рукам) и быть поближе к общественному питанию, особенно в трудные времена (кушать человеку нужно всегда).

Ли и сам подумывал открыть ресторанный бизнес. Думал он об этом уже когда работал в Форде. Наблюдая за бизнесом отца, он мысленно планировал сеть ресторанов быстрого питания. Подобные мысли возникали еще до того, как Рэй Крок стал развивать сеть McDonald's. В своей книге Ли Якокка предполагает, что это могло бы стать его истинным предназначением. У него даже было свое заведение, в котором продавались сырные бифштексы.

Интерес к маркетингу вполне мог передаться от отца – отец любил проводить различные акции и был бизнесменом сразу в нескольких направлениях: торговля недвижимостью, ресторан, кинотеатры.

Ли Якокка интересовался психологией, любил маркетинг и был успешен в продажах. Попав на работу в Форд, он проявил себя как хороший продавец и начал обучать продажам лидеров. Он быстро рост по карьерной лестнице.

«Ты не узнаешь, что такое счастье, если тебе не с чем будет сравнить»

Эту фразу говорил Якокке отец, когда тот приносил плохую оценку или огорчался. Отец учил, что каждому нужно испить свою чашу до дна.

Когда Якокку уволили из «Форда» после головокружительной карьеры, он подумал, что ему нужно получить еще и такой опыт. Вряд ли он подозревал, что будет уволен с высочайшего поста. Его карьера продвигалась ярко и стремительно за счет инициативы, знания психологии, поиска путей оптимизации, создания собственных схем, приводящих к эффективности.

В своей книге Якокка дает простые объяснения своего успеха – семья, которая стала поддержкой и примером, уроки, полученные в школе, в том числе относительно несправедливости, политики и подходу к учебе и отдыху.

Однажды проиграв школьные выборы, он узнал, что результаты были сфальсифицированы – кто-то схитрил и проголосовал дважды. Добившись должности и поймав «звездную болезнь», он не был избран повторно и горько осознавал свою ошибку. Наблюдая за отцом, который всегда много работал и много терял, но никогда не терял оптимизма и не пропускал хорошего отдыха, Якокка научился эффективно использовать время. Способность концентрироваться на работе и эффективно использовать время – это все или почти все, что нужно для успеха в бизнесе, считал он.

Работать он умел – с детства подрабатывал и зарабатывал как минимум на продукты. Благодаря хорошей школьной учительнице, научился также хорошим ораторским способностям, которые совершенствовал на полемическом кружке в школе.

Это Ли Якокка создал знаменитый Ford Mustang, продумав все – цену, доступность, дизайн, удобство, вариативность. Он умел предугадывать тайные желания покупателей и подмечать тренды.

Якокка стал президентом «Форда», однако с Генри Фордом II у него не заладилось. Неприятности у компании были связаны с его решениями по поводу модели «Фиеста» и идеи закупать для нее двигатели японской «Хонды», а также по поводу конструктивной особенности очень популярной модели «Пинто», из-за которой «Форду» пришлось выплатить множество исков и понести репутационные потери.

Ли Якокка помнит унижение, которое ему пришлось перенести, когда из шикарного кабинета президента его отправили в крохотное помещение с плохим ремонтом и скромными условиями. По контракту компания должна была выделить для него кабинет, пока он не подыщет себе место.

Ему было 53, он был достаточно обеспеченным и мог спокойно уйти на пенсию. Но у него был не тот характер. Опять же, энергию он унаследовал от родителей, от папы, который в свои 70 не понимал, зачем идти, если можно бежать, и от мамы, которая всю жизнь активно поддерживала семью, спасая от голода в годы «депрессии» изобретательностью в хозяйстве, зарабатывая на производстве и помогая мужу в бизнесе.

Отдыхать ему не хотелось, это было не для него. Он всю жизнь выделял достаточно времени отдыху и семье, почти никогда не работал в выходные, и не понимал людей, не способных эффективно распоряжаться своим временем.

Размышляя об этом в своей книге, он удивляется, как можно с радостью сообщать о том, что работы было так много, что не удалось съездить в отпуск. Гордиться тут нечем, считает Якокка, наоборот, хочется ответить «Ну и дурак». Человек, на котором проект ответственностью в 80 миллионов долларов, не в состоянии спланировать свое рабочее время так, чтобы выкроить за год пару недель и провести их с семьей на отдыхе, скорее настораживает.

Важные навыки человеку нужно осваивать самостоятельно, считает Якокка. Этому не учат в самых высоких университетах. Расставлять приоритеты и рассчитывать свое время – один из таких навыков, который человек либо осваивает в детстве или юном возрасте, или который не осваивает никогда.

Многому звездного лидера научил отец, многое дала начальная школа и колледж. Отец приехал в Америку в 20, не зная почти ничего, но имея предпринимательский дар и способность ладить с людьми, что помогало ему быстро достигать успеха. Хорошие связи помогли ему в свое время сохранить семью. Был момент, когда все могло сложиться иначе. Устроившись и достигнув первых успехов, в 31 год он поехал на родину в Италию, чтобы забрать к себе мать. Там он познакомился с 17-летней девушкой, в которую влюбился и на которой вскоре женился. В Америку он привез и свою мать, и мать Ли Якокки. Путешествия выдалось непростым. В пути молодая жена заболела тифом и к прибытию в Америку потеряла все волосы на голове. По закону ее нужно было вернуть назад в Италию, но молодой Якокка уже знал, как нужно решать дела, и с помощью связей смог убедить иммиграционных чиновников, что у нее всего лишь морская болезнь.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Как Якокка спас «Крайслер»

С увольнением из «Форда» у Якокки сразу же начался новый поворот в карьере – он возглавил Chrysler, хотя дела этой корпорации шли как нельзя хуже. К тому же через три месяца после его прихода в корпорацию цена на бензин повысилась вдвое, были моменты, когда невозможно было найти работающую автозаправку.

Кроме внешних проблем, у Chrysler хватало внутренних. Вся корпорация была раздробленной на мини-империи, между которыми не было налажено взаимодействие и решения каждой не были согласованы между собой.

В своей книге Якокка убеждает читателя, что детство и годы учебы дают самый важный старт для успеха в жизни. Он не раз обращает внимание на то, что психология и психопатология, которые преподавались в университете, стали для него чуть ли не самыми главными предметами, которые помогли достигать успеха, а способность общаться с людьми – основная составляющая в достижении любых вершин.

Поняв, что в корпорации отличные технические специалисты, но хаос в управлении, он занялся именно вопросами управления. Пришлось уволить немало людей, немало людей переманить из «Форда», понадобилось и поработать над программами лояльности, и над поиском инвесторов. Когда достойных инвесторов найти не удалось, он обратился к правительству США, и получил согласие на содействие государства в выдаче кредита. Так корпорация была спасена.

Chrysler ждала реорганизация, сокращение зарплат и важные договоренности с профсоюзами. Кстати, сам Якокка демонстративно сократил собственное жалование до одного доллара в год. Договориться с профсоюзами помогли его отличные переговорные способности, которым он научился благодаря игре в покер. Спасение корпорации сделало его настоящим героем, Лидером с большой буквы. Есть мнение, что он даже планировал баллотироваться в президенты.

Он всегда умел себя презентовать, в те годы он заявил о себе как о лучшем кризисным менеджере. Умел он и предугадывать ожидания потребителей. Думая о семейном автомобиле, он запустил первый в мире минивэн Dodge Caravan, потом задумался о том, что американцам понравится авто для активного образа жизни и выкупил компанию American Motors и принадлежащего ей производителя внедорожников Jeep.

Не обходилось и без ошибок. Неудачными решениями стали приобретение Lamborghini и авиастроительной компании Gulfstream, а также сотрудничество с Maserati. Собрался было Якокка приобрести и GM, но потом признался, что проще купить Грецию.

Якокка стал самым высокооплачиваемым менеджером в автоиндустрии. Теперь мы знаем, за счет чего: свои успехи он связывал с ценностями, полученными в детстве, самым важным навыком считал умение общаться с людьми просто и открыто. Как видим, главный секрет всегда прост и открыт для каждого.

Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно и просто». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»).

Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение