БЛОГ

6 самых популярных онлайн-инструментов для корпоративного обучения: анализ и рекомендации

Тренды корпоративного обучения
Время на чтение: 10 минут

Какие форматы онлайн-обучения необходимы для изучения теории, и почему некоторые из них считают неэффективными. Что учесть, чтобы не разочароваться.
Онлайн-обучение – целый мир, который многие компании только постигают. Чтобы грамотно оценить те или иные инструменты, необходимо понимать их предназначение. Рассмотрю самые популярные форматы корпоративного онлайн-обучения.

Электронная библиотека

Когда я работал в Kimberly-Clark, наша компания располагала огромной библиотекой корпоративных курсов, в которой хранилось такое количество материалов, которого, пожалуй, хватило бы человеку на всю его карьеру с учетом продвижения по карьерной лестнице. Однако, когда все перешли в онлайн и мы решили воспользоваться ею вместо стандартного очного обучения, – она не сработала.

Статистика нас поразила. Менее 1% людей изучали курсы, несмотря на актуальность тем и использование во многих курсах видеоформата. Даже видео никто не смотрел, и компании пришлось отказаться от библиотеки как основного источника знаний. Необходимое обучение обеспечили онлайн-тренинги, марафоны, обучающие курсы с синхронными и асинхронными занятиями. Вывод – электронные библиотеки эффективны только в составе профессионально подготовленного онлайн-курса, а сами по себе не работают. Причина – отсутствие обратной связи и практики не дает результата.

Библиотека не работает сама по себе, зато вполне полезна, если тренер в рамках курса даст учащимся задание изучить конкретные материалы и отчитаться или использовать в ходе синхронного занятия. Для таких задач электронная библиотека – недорогой и эффективный инструмент, который, правда, не сработает без системы контроля и последующего применения полученных знаний на практике.

Видеолекции

Видеолекции – та же теория, только упакована в актуальный видеоформат. Видеоинформация усваивается легче, воспринимается лучше, нравится людям, только если это короткие видео – не больше 10 минут.

Видеолекция доступно доносит информацию до людей, правда, не предусматривает обратной связи: мы не знаем, было ли просмотрено человеком видео и была ли усвоена информация.

Оптимальная длительность видеолекции – 5 минут. Чтобы сделать этот формат эффективнее, его можно совместить с тестами.

В Kimberly-Clark мы использовали дорогую профессиональную LMS с серьезным функционалом, где использовались видеоуроки. Они были эффективными за счет продуманного расположения элементов на странице виртуального класса, которое менялось каждые 2 минуты. Это увеличивало вовлечение и видеоуроки в такой системе приносили пользу. Сами по себе они будут мало востребованы.

Анализ прохождения курсов показал, что если участники сразу знают о тесте в конце видеокурса, они изучают материал на 30% старательнее и усваивают информацию лучше, при необходимости возвращаясь и пересматривая урок по несколько раз.

Вебинар

Вебинар считается интерактивным форматом, однако для качественного усвоения информации он годится мало. Для эффективного обучения в онлайне необходима постоянная обратная связь, а вебинары с вопросами и ответами дают ее недостаточно. Человек может писать в чате, обращаясь к спикеру и к участникам, которых может быть около 300. Возможность обратиться – плюс, но односторонний характер связи снижает вовлечение.

Улучшить ситуацию может отдельный модератор, который бы собирал однотипные вопросы и давал на них ответы.

Вебинар не обеспечивает высокую вовлеченность и в этом его основной минус. Для поддержки вовлеченности задания для участников должны поступать каждые 2 минуты.

Мы пробовали разные сценарии – от «говорящей головы» до постоянной смены слайдов: без постоянных заданий и обратной связи все это не работает. Люди просто уходят со своего места и идут заниматься чем-то своим.

Если вы хотите использовать формат вебинара, стоит учесть возможность смотреть вебинар с любого устройства, не обязательно с компьютера. К сожалению, это требование поддерживается немногими вебинарными платформами, что сужает возможности формата.

Некоторые компании успешно используют формат вебинара для онлайн-набора специалистов. Такой онлайн-ассесмент проводят HR-специалисты на ютуб-канале с ограниченным доступом. Кандидаты из дома участвуют в ассесмент-вебинарах, после чего принимают решение о своем желании работать в компании. Это увеличивает воронку набора кандидатов.

Видеоконференции

На конференциях обратной связи больше, поэтому они оказываются более эффективными, чем вебинары. Однако конференция способна уместить намного меньше участников. Конференция, бесспорно, вовлекает больше: каждый может включить звук и сказать свое слово, поделиться своим экраном и показать ход своей работы, если участники работают над каким-либо заданием или демонстрируют свои результаты.

Формат намного эффективнее, чем предыдущие, но и дороже: каждый час тренера стоит денег.

Серьезную практику эти форматы не обеспечивают, речь идет только о небольших заданиях на 2-8 минут.

Конференции подойдут для небольшого обсуждения, отработки возражений и сомнений, иногда для креативной сессии.

В формате онлайн-конференции можно провести онлайн-консультацию, позволяющую поработать с участниками один на один, правда, стоить она будет так же, как очная, поскольку время тренера такое же.

Онлайн-тренинги

Онлайн-тренинги – один из самых эффективных онлайн-форматов. В ходе тренинга можно отработать практику, поскольку формат сам по себе предполагает минимум теории и упор на практику.

Участники практикуются на счет возможности разделиться на мини-группы для работы над групповыми заданиями.

Техническая реализация играет в этом формате существенную роль – должна быть возможность использования разных технических возможностей. Понадобятся возможности конференции, в ходе которой можно включаться каждому участнику. Это будет нужно на этапе обсуждения теории. Сама теория предполагает наличие вебинарного функционала – диктор, презентация. Нужна возможность демонстрации экрана. В ходе тренинга используются также опросы – для постоянной обратной связи. При обсуждениях необходимы инструменты для голосования, работы с доской, интерактивной работы над заданиями тренера. Для командной работы понадобятся все эти инструменты и разделение участников на группы для работы в отдельных виртуальных комнатах.

Сопровождение такой активности обеспечивается целой командой модераторов и цифровых помощников.

Учитывая технические требования и серьезную поддержку со стороны модераторов, стоимость таких мероприятий иногда даже выше, чем стоимость очных тренингов, поскольку задействовано больше людей. Если от них отказаться – не будет обеспечена крайне необходимая для таких мероприятий групповая динамика и возможность взаимодействия на всех уровнях: студент-тренер, студент-студент, студент-модератор.

И все же, онлайн-тренинг – не идеальный формат. Для максимального эффекта онлайн-тренинги стоит проводить в рамках программ, в которых грамотно чередуются асинхронные и синхронные занятия, групповая работа, игровые элементы, и где мощно задействована обратная связь. Это формат онлайн-программы и онлайн-марафона.

Тренинговые онлайн-программы

Марафоны, онлайн-программы по принципу перевернутого класса позволяют обеспечить высокую эффективность и потребуют разумных средств. Если тренер будет заниматься онлайн и при подаче материала, и в ходе практики, и при сборе и анализе итогов работы, такое обучение обойдется неоправданно дорого для компании.

Разумным и эффективным подходом будет изучение учащимися теории самостоятельно. Для этого можно использовать видеоуроки, которые можно просматривать, находясь в пути, дома, где угодно, повторять необходимое количество раз, демонстрируя полученные знания при прохождении теста после урока. Учащимся можно дать больше материала, чем обязательный минимум: те, кто заинтересовался, смогут самостоятельно изучить указанные дополнительные материалы из библиотеки.

Кроме тестов, учащиеся могут выполнять домашние задания, в том числе и групповые. Темп изучения контролируется, а на связи с участниками программы всегда тренер. Для этого организуются чаты в мессенджерах, а сама программа геймифицируется.

После обучения практике, учащиеся приходят на синхронное занятие – онлайн-тренинг, где отрабатывают полученные знания, обсуждая вместе теорию и работая в мини-группах. В онлайн-формате могут проходить дискуссии по поводу теории, разборы домашних заданий.

Полезными будут и взаимные оценки участниками друг друга – разборы домашних заданий или только что выполненных задач.

Вовлеченность поддерживается за счет большого количества обратной связи, групповой работы, геймификации.

Самые же высокие результаты можно получить в ходе командной работы – проекта, выполняемого на протяжении всего курса. Желательно, чтобы этот проект, как и все практические задания, был прямо связан с реальной текущей работой участников обучения, решал реальную рабочую задачу или проблему.

Эффективность возрастет и если будет организовано наставничество в рамках тренинговой программы. Наставниками выступают сотрудники компании, но соседних отделов, что играет командообразующую роль и укрепляет кроссфункциональное взаимодействие.

Наставники обеспечивают обратную связь. Если обратную связь будет давать только тренер, она получится не настолько оперативной, если модератор – будет формальной. Если же это непосредственный руководитель или руководитель соседнего отдела – обратная связь будет особо ценна и не оторвана от реальности. Каждый наставник может «вести» по 10-20 студентов.

Для наставников организуются сессии, где они могут обсудить накопившиеся вопросы и проблемы.

Такая программа может принимать разные формы – может быть «запакована» в соревнование, игру, онлайн-марафон. Максимальную результативность обеспечивает марафон: в ходе марафона количество освоенного материала растет в несколько раз по сравнению с обычной тренинговой программой.

При организации онлайн-программ недооценивают инструменты, которые играют важнейшую роль: онлайн-чаты для групповых обсуждений, геймификация, наставничество и проектная деятельность участников.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение