Тренинговые онлайн-программы
Марафоны, онлайн-программы по принципу перевернутого класса позволяют обеспечить высокую эффективность и потребуют разумных средств. Если тренер будет заниматься онлайн и при подаче материала, и в ходе практики, и при сборе и анализе итогов работы, такое обучение обойдется неоправданно дорого для компании.
Разумным и эффективным подходом будет изучение учащимися теории самостоятельно. Для этого можно использовать видеоуроки, которые можно просматривать, находясь в пути, дома, где угодно, повторять необходимое количество раз, демонстрируя полученные знания при прохождении теста после урока. Учащимся можно дать больше материала, чем обязательный минимум: те, кто заинтересовался, смогут самостоятельно изучить указанные дополнительные материалы из библиотеки.
Кроме тестов, учащиеся могут выполнять домашние задания, в том числе и групповые. Темп изучения контролируется, а на связи с участниками программы всегда тренер. Для этого организуются чаты в мессенджерах, а сама программа геймифицируется.
После обучения практике, учащиеся приходят на синхронное занятие – онлайн-тренинг, где отрабатывают полученные знания, обсуждая вместе теорию и работая в мини-группах. В онлайн-формате могут проходить дискуссии по поводу теории, разборы домашних заданий.
Полезными будут и взаимные оценки участниками друг друга – разборы домашних заданий или только что выполненных задач.
Вовлеченность поддерживается за счет большого количества обратной связи, групповой работы, геймификации.
Самые же высокие результаты можно получить в ходе командной работы – проекта, выполняемого на протяжении всего курса. Желательно, чтобы этот проект, как и все практические задания, был прямо связан с реальной текущей работой участников обучения, решал реальную рабочую задачу или проблему.
Эффективность возрастет и если будет организовано наставничество в рамках тренинговой программы. Наставниками выступают сотрудники компании, но соседних отделов, что играет командообразующую роль и укрепляет кроссфункциональное взаимодействие.
Наставники обеспечивают обратную связь. Если обратную связь будет давать только тренер, она получится не настолько оперативной, если модератор – будет формальной. Если же это непосредственный руководитель или руководитель соседнего отдела – обратная связь будет особо ценна и не оторвана от реальности. Каждый наставник может «вести» по 10-20 студентов.
Для наставников организуются сессии, где они могут обсудить накопившиеся вопросы и проблемы.
Такая программа может принимать разные формы – может быть «запакована» в соревнование, игру, онлайн-марафон. Максимальную результативность обеспечивает марафон: в ходе марафона количество освоенного материала растет в несколько раз по сравнению с обычной тренинговой программой.
При организации онлайн-программ недооценивают инструменты, которые играют важнейшую роль: онлайн-чаты для групповых обсуждений, геймификация, наставничество и проектная деятельность участников.