Почему отсутствует позиционирование? Если нет позиционирования, компанию трудно отличить от других компаний. Что должен учесть, сделать и организовать руководитель, чтобы позиционирование появилось:
- Изучить целевых клиентов.
- Изучить конкурентов.
- Развить структуру маркетинга и маркетинговые процессы.
- Обеспечить маркетинговые задачи ресурсами.
- Получить и развить знания и опыт по разработке позиционирования.
Трудно найти компанию, в которой бы признались, что маркетинг полностью отсутствует. Формально есть отдел маркетинга, в котором работают специалисты, однако во многих компаниях могут не знать своих клиентов, не всегда знают конкурентов или не анализируют их деятельность, просто проводится рекламная деятельность – бесцельная и неэффективная.
Маркетинговый бюджет уходит на рекламу, маркетинг не обеспечивает компанию нужными выводами и решениями, а компания не обеспечивает маркетинг необходимыми ресурсами.
У руководителя нет понимания, что такое позиционирование, как его разрабатывать и как вообще подступиться к этой задаче. Основная проблема – непонимание самим руководителем, что он чего-то не знает. Решение начинается с осознания проблемы и поиска путей исправления ситуации.
Если руководитель считает, что достаточно хорошего образования, то ему стоит ответить на вопросы, почему падает прибыль, сотрудники демотивированы, лояльность исчезает и клиенты уходят? Легче всего найти причины во внешних обстоятельствах, однако от этого компания расти не начнет.
Чтобы понять проблему, нужно задавать вопросы: их может задавать другой человек или руководитель сам себе.
Успешные руководители подчеркивают, что
рост происходит благодаря вопросам. Многие компании даже не пытаются заниматься позиционированием. К чему это ведет? Если компания не имеет четкого позиционирования и ничем не отличается от своих конкурентов, у нее низкая эффективность маркетинговых коммуникаций, низкая эффективность продаж, низкая лояльность клиентов, конкуренция только ценовая, а сотрудники демотивированы. Результат – низкая производительность и низкая прибыль.
Почему это так связано? Разве может быть эффективной рекламная деятельность, если реклама не демонстрирует преимущества компании и вашего продукта, не нацелена на свою целевую аудиторию, а всего лишь присутствует среди реклам других компаний? Это выстрел в небо и пустая трата бюджета.
Эффективность продаж тоже без позиционирования невозможна, поскольку продавцы не снабжены уникальным торговым предложением, а значит не могут объяснить, почему стоит покупать ваши товары и услуги, чем они отличаются от предложений конкурентов. Остается привлекать клиентов только скидками, а это демотивирует.
Клиенты тоже вряд ли будут лояльными, если они не видят, чем вы отличаетесь, и запросто могут перейти к другому поставщику.
Позиционирование для выживаемости и роста компании имеет наивысший приоритет, однако многие не хотят принимать это во внимание.
Что делать?
Необходимо снабдить руководителя знаниями и практическими навыками о маркетинге, позиционировании и его составлении, о том, кто такой лидер и что от него требуется в условиях конкуренции, а также о том, как управлять, отталкиваясь от целей.