БЛОГ

Знания, необходимые каждому управленцу

Развитие руководителей
Время на чтение: 12 минут

Как повысить квалификацию управленцев, чтобы они были настоящими профессионалами и вели свою компанию к успеху? Успех состоит из таланта, квалификации и удачи. Талант – от рождения, удача привлекается действиями, а квалификация – полностью в наших руках. Разбираемся, какая квалификация нужна каждому управленцу для успеха его компании.
Почему квалификация руководителя так важна?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит задуматься над более глобальным вопросом: почему одни компании продолжают расти, а другие после определенного роста останавливаются и больше не растут? Многие связывают прекращение роста с внешними ограничениями, тогда стоит задать себе вопрос, почему на одном и том же рынке одни прекращают расти, а другие продолжают.

Возможно, вторым мешают внутренние ограничения? Может быть, это недостаток тех компетенций, которые обеспечивают непрерывный рост. Бывает, впечатление такое, что компетенций для роста, развития и эффективности хватает, а оказывается, что о недостатке некоторых можно узнать только через определенный промежуток времени, когда упираешься в невозможность роста. Преодоление внутренних ограничений приводит к тому, что внешние становятся не страшны.

Внутренние ограничения для развития компаний

Компания ITeam провела исследование, чтобы выяснить причины, по которым компании перестают развиваться. Были определены ограничения, которые приводят к ситуациям, когда компании с трудом выживают. Основные:

  1. Отсутствие позиционирования на рынке.
  2. Отсутствие четких рабочих процессов.
  3. Демотивированные сотрудники.
  4. Отсутствие стратегии.
  5. Отсутствие управленческой команды.
  6. Неполноценный финансовый учет.
  7. Недостаток квалификации руководителя.
Всего семь внутренних причин препятствия росту, среди которых квалификация руководителей.

Если задать себе вопрос, как исправить ситуацию и избавиться от всех этих ограничений, ответом будет только одно – повышение квалификации руководителя. Именно квалификация руководителя приводит к порядку или к недоработкам в каждом из озвученных направлений. При достаточной квалификации управленца будет решен вопрос и с позиционированием и стратегией компании, и с мотивацией сотрудников, и с настройкой рабочих процессов, формированием крепкой управленческой команды и порядком с финансовым учетом. Корень проблемы – в недостатке знаний у руководителя.

Что же конкретно не учитывает руководитель?

Позиционирование

Почему отсутствует позиционирование? Если нет позиционирования, компанию трудно отличить от других компаний. Что должен учесть, сделать и организовать руководитель, чтобы позиционирование появилось:

  • Изучить целевых клиентов.
  • Изучить конкурентов.
  • Развить структуру маркетинга и маркетинговые процессы.
  • Обеспечить маркетинговые задачи ресурсами.
  • Получить и развить знания и опыт по разработке позиционирования.
Трудно найти компанию, в которой бы признались, что маркетинг полностью отсутствует. Формально есть отдел маркетинга, в котором работают специалисты, однако во многих компаниях могут не знать своих клиентов, не всегда знают конкурентов или не анализируют их деятельность, просто проводится рекламная деятельность – бесцельная и неэффективная.

Маркетинговый бюджет уходит на рекламу, маркетинг не обеспечивает компанию нужными выводами и решениями, а компания не обеспечивает маркетинг необходимыми ресурсами.

У руководителя нет понимания, что такое позиционирование, как его разрабатывать и как вообще подступиться к этой задаче.

Основная проблема – непонимание самим руководителем, что он чего-то не знает. Решение начинается с осознания проблемы и поиска путей исправления ситуации.

Если руководитель считает, что достаточно хорошего образования, то ему стоит ответить на вопросы, почему падает прибыль, сотрудники демотивированы, лояльность исчезает и клиенты уходят? Легче всего найти причины во внешних обстоятельствах, однако от этого компания расти не начнет.

Чтобы понять проблему, нужно задавать вопросы: их может задавать другой человек или руководитель сам себе. Успешные руководители подчеркивают, что рост происходит благодаря вопросам.

Многие компании даже не пытаются заниматься позиционированием. К чему это ведет? Если компания не имеет четкого позиционирования и ничем не отличается от своих конкурентов, у нее низкая эффективность маркетинговых коммуникаций, низкая эффективность продаж, низкая лояльность клиентов, конкуренция только ценовая, а сотрудники демотивированы. Результат – низкая производительность и низкая прибыль.

Почему это так связано? Разве может быть эффективной рекламная деятельность, если реклама не демонстрирует преимущества компании и вашего продукта, не нацелена на свою целевую аудиторию, а всего лишь присутствует среди реклам других компаний? Это выстрел в небо и пустая трата бюджета.

Эффективность продаж тоже без позиционирования невозможна, поскольку продавцы не снабжены уникальным торговым предложением, а значит не могут объяснить, почему стоит покупать ваши товары и услуги, чем они отличаются от предложений конкурентов. Остается привлекать клиентов только скидками, а это демотивирует.

Клиенты тоже вряд ли будут лояльными, если они не видят, чем вы отличаетесь, и запросто могут перейти к другому поставщику.

Позиционирование для выживаемости и роста компании имеет наивысший приоритет, однако многие не хотят принимать это во внимание.

Что делать? Необходимо снабдить руководителя знаниями и практическими навыками о маркетинге, позиционировании и его составлении, о том, кто такой лидер и что от него требуется в условиях конкуренции, а также о том, как управлять, отталкиваясь от целей.

Вовлеченность

Некоторые руководители думают, что вовлеченность сотрудников – это дополнительный бонус для них, не очень связанный с результатами компании, некоторые понимают, что вовлеченность влияет на результаты, но считают, что в их компании с вовлеченностью все в порядке.

Сотрудники вовлечены, если мотивированы, и это приводит к высоким результатам. Почему бывает, что вовлеченности нет? Есть причины – отсутствие цели и смысла, недовольство зарплатой, негативные ценности в корпоративной культуре, деструктивный стиль руководства и невнимание руководителя к инициативам сотрудников. Результат не заставляет ждать – сотрудники начинают относиться к работе формально, без увлечения и отстраненно.

Для таких сотрудников компания просто источник зарплаты, собственно, как и для компании такие сотрудники – «ресурс» для получения прибыли. Если относиться к людям пренебрежительно, в ответ они не захотят отдавать свою душу и энергию.

Если корпоративной культурой не заниматься, она все равно устанавливается, только бывает негативной. Если в компании считается нормальным пренебрегать интересами клиентов, культивируется неуважительное отношение друг к другу – это демотивирует.

Причина всего этого – только в низкой квалификации руководителей. Бывает, что руководителя ставят на свою должность потому что он достиг высоких показателей как специалист в своей области. Однако работа руководителя – это прежде всего работа с людьми, и для ее эффективности необходимы знания, навыки, опыт.

Основная задача руководителя – выстраивать отношения с сотрудниками, чтобы обеспечивать отделу или компании эффективность.

Что конкретно происходит, если сотрудники демотивированы и подходят к работе формально? Они плохо обслуживают клиентов, невнимательны к ним, вырабатывают продукты низкого качества, демонстрируют низкую производительность, и все это приводит к замедлению развития бизнеса. Компания с демотивированными сотрудниками всегда будет получать более низкую прибыль, чем могла бы, имея высокую мотивацию.

Что делать руководителю? Обеспечить себя знаниями о природе мотивации и способах ее достижения, провести работы по повышению мотивации сотрудников, получить знания и навыки по построению корпоративной культуры и внедрить корпоративную культуру в своей компании.

Управленческий учет

Причины низкой прибыли часто кроются в неполноценном управленческом учете. Казалось бы, если компания не занимается мотивацией и равнодушна к позиционированию, она, поскольку занята лишь прибылью, должна быть нацелена на подсчет денег. Однако компании часто теряют прибыль потому, что не контролируют затраты и не понимают, какова себестоимость их товара, на чем основано ценообразование, сколько и во что инвестируется, как измерять эффективность бизнеса.

Все это ведет к отсутствию управления финансовыми результатами компании. Полноценный финансовый учет включает в себя все факторы, влияющие на результаты деятельности организации – развитие каналов продаж, продуктов и услуг, инвестиции. Руководителю нужно четко видеть, где компания зарабатывает, где теряет, во что следует вкладываться, а что исправлять.

Без учета приходится принимать решения вслепую, просто потому что «так кажется».

Что делать? Необходимы знания о финансах, об управленческом учете, о том, что такое ROI и как рассчитывать отдачу от инвестиций. Нужно научиться рассчитывать себестоимость продуктов и услуг, уметь получать информацию о том, окупаются ли инвестиции, и иметь компетенции финансового директора.

Стратегия

Немного найдется компаний, у которых формально прописана стратегия компании. Стратегия – это составляющая корпоративной культуры, которой не каждая компания занимается. Тем не менее без стратегии компания сталкивается с такими следствиями:

  • Неупорядоченное развитие.
  • Отсутствие приоритетов инвестирования.
  • Отсутствие согласия акционеров по вопросам развития.
  • Несогласованность действий руководителей.
  • Распыление ограниченных ресурсов компании.
Если у компании ресурсы ограничены – отсутствие стратегии более заметно, поскольку основные ресурсы не направляются на нужный участок. Стратегия должна быть оформлена документально, а не оставаться в голове владельца: только будучи реальным документом она может быть доступна максимальному количеству участников процесса.

Что делать? Нужно пройти обучение по разработке стратегии, по управлению стратегией с использованием системы показателей и по преодолению кризисов управления.

Организация процессов

Если процессы в компании не отлажены, действия сотрудников будут несогласованными, часто будут возникать проблемные ситуации, основное время будет уходить на «тушение пожаров», качество продуктов и услуг будет снижаться, а затраты расти. Ясно, что все это будет приводить к падению прибыли.

Чтобы избежать этого, руководителю необходимо освоить процессный подход к управлению. Сначала формируется стратегия, под которую выстраивается архитектура процессов, для этого нужны знания и по разработке стратегии, и по проектированию процессов.

Управленческая команда

Без команды управленцев эффективную компанию построить не удастся. Руководители должны быть информированными, их действия должны быть согласованы, между ними не должно быть конфликтов, а каждый руководитель не должен быть перегружен. Иначе у компании будут большие потери на выработку решений, и в результате компания будет терять прибыль.

Один человек может вырастить эффективную компанию, но когда-то он упрется в потолок, и компания не сможет расти дальше.

В такой компании могут быть формальные руководители, но не быть команды.

Что делать? Освоить практику построения управленческой команды. Умение создавать команду – одно из ключевых для руководителей.

Если вы не знаете, чему обучать руководителей, или задумываетесь, почему компания перестала расти или недостаточно прибыльна – в этом материале можно найти ответы на все эти вопросы, перечитайте, осознайте и достигайте успехов!



Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение