Сначала нужно определиться, почему компании нужно меняться. Каким именно угрозам необходимо противостоять, от каких конкурентов нужно отстроиться, с какими вызовами справиться.
Этот этап называется анализом стратегических проблем. Все это нужно записать.
Следующий этап – поиск стратегических решений. Участники проводят дискуссии в поиске ответа на вопрос: как именно мы будем меняться и какие решения будут самыми эффективными.
Таким образом, шаг за шагом наполняется документ под названием «Стратегия компании».
Важно, чтобы в разработке стратегии искренне и вовлеченно участвовали все заинтересованные лица. Как этого добиться? Вовлекать нужно еще до начала разработки стратегии. На самых первых этапах необходимо вовлекать всех ключевых участников. Вопросы стратегии нужно обсуждать также со всеми сотрудниками в компании, они могут принимать участие в опросах, обсуждать важные моменты в своих подразделениях.
Рядовые сотрудники помогут понять, какие проблемы на самом деле существуют в компании. Задавая им вопросы, можно услышать то, о чем руководители компании даже не догадывались.
Работа со стратегией – это всегда обсуждение с участниками, всегда вопросы и поиск ответов.
На первом этапе, этапе анализа, проводится мозговой штурм и ищутся ответы на вопросы:
- Какие тренды окажут влияние на наш бизнес?
- Какие действия конкурентов могут представлять угрозу?
- Какие внутренние ограничения сдерживают развитие компании?
Результатом работы становится карта «Проблемные области», на которой размещаются все возможные проблемы и причинно-следственные связи между ними.
Выявляя причины и следствия, можно определить, где основная проблема, в чем наше слабое звено, которое нужно укреплять.
Уже в ходе первого этапа рождаются и идеи решения проблем, это как раз следующий этап – выработка стратегических решений.
Основной вопрос этого этапа:
какие главные стратегические задачи должны быть решены? На этом этапе используются различные инструменты типа матрицы Портера, SWOT-анализа.
Результатом проделанной работы должно стать понимание, на что именно направить основные силы компании.
По статистике, в 10% случаев в войнах побеждали меньшие армии, это происходило в случаях, когда они применяли
«принцип силы». Принцип силы – это хорошая стратегическая подготовка: всю свою силу армия направляет на самое слабое звено противника, предварительно определив его и выступая максимально четко и слаженно. Как это применить в бизнесе? В лидерстве и бизнесе мы сражаемся с конкурентом, нанося удары не по нем, а по собственным слабым местам. Речь идет о борьбе с собственными слабостями и уязвимостями, из-за которых нас могут обойти конкуренты.
В бизнесе идет борьба за умы потребителей. Каждая компания стремится обратить на себя внимание и убедить потенциальных клиентов, что способна справиться с их проблемами и решить их задачи.
Следующий этап разработки стратегии – определение позиционирования компании. Основные вопросы этого этапа:
- Кто наши целевые клиенты?
- Что для них важно?
- В чем мы должны превзойти конкурентов?
- Каковы наши главные отличия от конкурентов?
На четвертом этапе наша задача – разработать организационную концепцию. Основной вопрос этапа:
какие изменения нужно произвести в структуре и процессах компании? Изменения понадобятся, чтобы внедрять задуманное. Иначе стратегия будет мыльным пузырем.
Пятый этап – выявление стратегических ресурсов. Вопрос:
какие ресурсы нужно создать или развить для реализации стратегии? Основным необходимым ресурсом для реализации стратегии является команда. Если команды нет – ее нужно создать.
Шестой этап – создание карты стратегии. Она может быть выполнена разными способами, главное визуально показать
основные стратегические цели и цепочки причинно-следственных связей между ними. Каждый участник должен видеть в этой карте свою роль – цели, в достижении которых он лично участвует.
Последний этап – развернуть стратегию в поток действий. К каждой цели нужно определить показатели, концепцию реализации, мероприятия (проекты), которые, по гипотезе участников, приведут к достижению цели.
После этого остается запускать проекты и проверять гипотезы.
Как проверить, рабочая ли стратегия? Уверенность команды и ответственность за выполнение будет гарантией реализуемости стратегии. Для популяризации стратегии в компании отдел маркетинга составляет яркий упрощенный ее пиаровский вариант, в который должны войти пять вовлекающих основных тезисов, которые могут стать слоганами – их можно будет использовать в корпоративной жизни компании.