БЛОГ

Стратегия компании: как разработать

Корпоративная культура
Время на чтение: 10 минут

Для эффективности и роста компании стратегия просто необходима. Однако у многих компаний стратегии нет. Как ее разработать и зачем, какая может быть стратегия и каков процесс ее создания?
Среди обязательных знаний управленца – знания, как разработать стратегию компании. В чем суть стратегии и как ее разрабатывать? Разбираемся в основах.

Три типа стратегии

Чтобы быстро разобраться в том, как разработать стратегию, откуда она берется и что о ней нужно знать, можно воспользоваться простой условной классификацией, которая поможет максимально легко сориентироваться в сути дела.

Эксперты компании ITeam для этой цели выделили три типа стратегии – «Сервант», «Пузырь» и «Кинжал».

Стратегия-сервант – это обычно объемный документ хорошего качества. Ее часто разрабатывают по заказу компании аналитики, в ней много аналитических данных, качественных графиков, обоснований, моделей и расчетов. Чаще всего документ отправляется на полку и им редко пользуются.

Стратегия-пузырь – это мечты, фантазии собственника компании, его представления о том, какой бизнес он построит и что для этого нужно сделать. Никому этот документ не интересен – ни из управленческой команды, ни из сотрудников компании. Со временем о существовании этого документа забывают все.

Стратегия-кинжал – стратегия, которая работает: она отточена и направлена острием на задачи, которые необходимо решать, чтобы обеспечить компании прорыв, новое качество, успех на рынке.

О ней не забывают, она не остается никому не нужной. Почему так происходит? Потому что эта стратегия вырабатывается всей управленческой командой. Поскольку в ее создании участвовали все заинтересованные, у нее есть все шансы осуществиться.

Как разработать стратегию-кинжал

Нередко встречаются вопросы, что такое стратегия и что она из себя представляет? Это документ, структура которого может отличаться в разных реализациях, но который содержит такую информацию:

  • Анализ стратегических проблем.
  • Стратегические решения.
  • Позиционирование на рынке.
  • Организационная концепция.
  • Стратегические ресурсы.
  • Карта стратегии.
  • Стратегические проекты.
Если все эти компоненты есть, можно говорить, что у нас в руках стратегия. Стратегия невозможна без основного направления, побудительного мотива, ради которого разрабатывается документ. Анализ текущей проблемы или задачи, описание ситуации, которую нужно менять, в стратегии должны присутствовать.

Стратегические решения – это те направления, в которых мы будем двигаться для изменения ситуации. Позиционирование – ключевая составляющая стратегии. В ходе разработки стратегии важно определиться, какая у компании особенность, чем она отличается от конкурентов. Организационная концепция – это выбор реализации позиционирования в организационном плане, то есть, что должно быть или появиться в структуре компании и в ее процессах, чтобы реализация стратегии была возможна.

В рамках стратегии также определяются необходимые ресурсы для ее реализации. В документ включается визуализация стратегических целей и причинно-следственных связей между ними.

Чтобы стратегические цели были достигнуты, а не остались на бумаге, в документе описываются необходимые проекты, отвечающие за достижение каждой цели, – за развертывание стратегии.

Когда компания готова к разработке стратегии

Прежде чем разрабатывать стратегию, важно выяснить, осознает ли руководитель проблемы компании, есть ли понимание, что их нужно решать. Чтобы понять необходимость стратегии, нужно четко понимать, что компания в кризисе (или движется к нему), и этот кризис – системный.

Какие проблемы и кризисы могут быть в компании? Чаще всего это кризис управления при переходе на новый уровень. На этом этапе развития компании необходимо строить свою стратегию.

Подведем итоги. Для составления стратегии необходимо, чтобы руководитель осознавал кризис и хотел его решать, иначе работа над стратегией будет носить формальный характер. Изменить ситуацию можно с помощью вопросов. Задавайте себе или руководителю трудные вопросы, они помогут выйти на понимание необходимости изменений в компании, если такая необходимость действительно есть.

Не стоить спешить и нажимать, не стоит доказывать и агитировать. Достаточно посеять зерно сомнения, со временем руководитель созреет для поиска решений.

Можно ли добиться успеха без стратегии

Не все понимают значение стратегии. Некоторым руководителям кажется, что можно стать успешным и не имея ее вовсе. Однако это заблуждение. Без стратегии можно выжить и продержаться на плаву, а не победить. Добиться же успеха без стратегии можно только если у компании нет конкурентов. Если ваша компания занимает монопольную позицию на рынке, о стратегии действительно можно не заботиться. Отсутствие конкурентов можно приравнивать также к наличию очень слабых конкурентов.

Когда стоит начинать работать со стратегией

Если стратегия нужна для решения проблем, то нужно ли к ней приступать до того, как проблемы возникнут? Есть случаи, когда компании уже несут огромные потери, и на этом этапе только начинают задумываться о стратегии. Но стратегия не всегда способна спасти уже летящую в пропасть компанию. Иногда бывает поздно.

Проблемой для компании могут быть результаты анализа рынка. Постоянно анализируя свою ситуацию и ситуацию рынка, в котором работает компания, становятся заметны приближающиеся проблемы, потенциальные угрозы. Если на горизонте появился конкурент, или ситуация начала меняться так, что при ряде прогнозов это может повлиять и на вашу компанию, – в самый раз заняться разработкой стратегии.

Часто уже создавая компанию, мы видим, в каком мире мы планируем отвоевывать свой кусок пирога. Понимая угрозы, мы и разрабатываем стратегию, чтобы победить в конкурентной борьбе, завоевать свою целевую аудиторию. Она нужна, чтобы занять свою нишу, стать известнее, чем конкуренты, обеспечить себе отличную репутацию.

Этапы формирования стратегии

Сначала нужно определиться, почему компании нужно меняться. Каким именно угрозам необходимо противостоять, от каких конкурентов нужно отстроиться, с какими вызовами справиться.

Этот этап называется анализом стратегических проблем. Все это нужно записать.

Следующий этап – поиск стратегических решений. Участники проводят дискуссии в поиске ответа на вопрос: как именно мы будем меняться и какие решения будут самыми эффективными.

Таким образом, шаг за шагом наполняется документ под названием «Стратегия компании».

Важно, чтобы в разработке стратегии искренне и вовлеченно участвовали все заинтересованные лица. Как этого добиться? Вовлекать нужно еще до начала разработки стратегии. На самых первых этапах необходимо вовлекать всех ключевых участников. Вопросы стратегии нужно обсуждать также со всеми сотрудниками в компании, они могут принимать участие в опросах, обсуждать важные моменты в своих подразделениях.

Рядовые сотрудники помогут понять, какие проблемы на самом деле существуют в компании. Задавая им вопросы, можно услышать то, о чем руководители компании даже не догадывались.

Работа со стратегией – это всегда обсуждение с участниками, всегда вопросы и поиск ответов.

На первом этапе, этапе анализа, проводится мозговой штурм и ищутся ответы на вопросы:

  • Какие тренды окажут влияние на наш бизнес?
  • Какие действия конкурентов могут представлять угрозу?
  • Какие внутренние ограничения сдерживают развитие компании?
Результатом работы становится карта «Проблемные области», на которой размещаются все возможные проблемы и причинно-следственные связи между ними.

Выявляя причины и следствия, можно определить, где основная проблема, в чем наше слабое звено, которое нужно укреплять.

Уже в ходе первого этапа рождаются и идеи решения проблем, это как раз следующий этап – выработка стратегических решений.

Основной вопрос этого этапа: какие главные стратегические задачи должны быть решены?

На этом этапе используются различные инструменты типа матрицы Портера, SWOT-анализа.

Результатом проделанной работы должно стать понимание, на что именно направить основные силы компании.

По статистике, в 10% случаев в войнах побеждали меньшие армии, это происходило в случаях, когда они применяли «принцип силы». Принцип силы – это хорошая стратегическая подготовка: всю свою силу армия направляет на самое слабое звено противника, предварительно определив его и выступая максимально четко и слаженно. Как это применить в бизнесе? В лидерстве и бизнесе мы сражаемся с конкурентом, нанося удары не по нем, а по собственным слабым местам. Речь идет о борьбе с собственными слабостями и уязвимостями, из-за которых нас могут обойти конкуренты.

В бизнесе идет борьба за умы потребителей. Каждая компания стремится обратить на себя внимание и убедить потенциальных клиентов, что способна справиться с их проблемами и решить их задачи.

Следующий этап разработки стратегии – определение позиционирования компании. Основные вопросы этого этапа:

  • Кто наши целевые клиенты?
  • Что для них важно?
  • В чем мы должны превзойти конкурентов?
  • Каковы наши главные отличия от конкурентов?
На четвертом этапе наша задача – разработать организационную концепцию. Основной вопрос этапа: какие изменения нужно произвести в структуре и процессах компании?

Изменения понадобятся, чтобы внедрять задуманное. Иначе стратегия будет мыльным пузырем.

Пятый этап – выявление стратегических ресурсов. Вопрос: какие ресурсы нужно создать или развить для реализации стратегии?

Основным необходимым ресурсом для реализации стратегии является команда. Если команды нет – ее нужно создать.

Шестой этап – создание карты стратегии. Она может быть выполнена разными способами, главное визуально показать основные стратегические цели и цепочки причинно-следственных связей между ними. Каждый участник должен видеть в этой карте свою роль – цели, в достижении которых он лично участвует.

Последний этап – развернуть стратегию в поток действий. К каждой цели нужно определить показатели, концепцию реализации, мероприятия (проекты), которые, по гипотезе участников, приведут к достижению цели.

После этого остается запускать проекты и проверять гипотезы.

Как проверить, рабочая ли стратегия? Уверенность команды и ответственность за выполнение будет гарантией реализуемости стратегии. Для популяризации стратегии в компании отдел маркетинга составляет яркий упрощенный ее пиаровский вариант, в который должны войти пять вовлекающих основных тезисов, которые могут стать слоганами – их можно будет использовать в корпоративной жизни компании.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение