Это этап, предусматривающий четыре шага:
- Знаю.
- Понимаю.
- Применяю и разделяю.
- Помогаю другим.
Знаю. Сотрудники ознакомлены с ценностями и правилами, которыми руководствуется компания в своей жизни.
Понимаю. Ценности и принципы компании не просто осознаются – на их основе строится работа сотрудников. Если среди ценностей командная работа – сотрудник понимает, что задача лучше всего будет выполнена в команде, и если собрать вокруг нее единомышленников. Это позволит получить максимум эффективности за счет командного решения.
Применяю и разделяю. Это уже переход к действиям. Сотрудник на этом этапе несет задачу в команду и решает ее совместно с коллегами. Компания готова к этому и подготовила сотрудников – существуют процедуры, позволяющие применять заявленные принципы.
Помогаю другим. Сотрудники считают принципы компании своими и помогают другим использовать их в своей жизни. Если сотрудник видит, что где-то необходимая норма не выдерживается, он пытается повлиять и помочь. Каждый сотрудник на этом этапе помогает другим, особенно новичкам, придерживаться установленных правил.
В результате, пройдя все эти четыре важных шага, корпоративная культура будет сформирована. Каждый шаг непрост и требует времени и терпения. Чтобы направлять, контролировать этот процесс, а также чтобы приблизить результаты, составляют «дорожную карту», включающую различные мероприятия для каждого шага. Это обучение, разработка процессов и процедур, работа над изменением коммуникаций.
Важные моменты, которые обязательно должны получить отражение в «дорожной карте»:
- Коммуникации.
- Каскадирование.
- Вовлечение.
- Изменение управленческих подходов.
- Изменение бизнес-процессов.
Коммуникации. Ценности нужно транслировать сотрудникам: только после того как удастся их «продать», начнутся желательные процессы в компании. Для этого нужно использовать множество точек взаимодействия, через которые можно будет нести новую культуру в сознание каждого сотрудника. Общение на всех уровнях о том, что такое корпоративная культура и зачем она нужна, сначала встречается с удивлением, потом горячо поддерживается, поскольку на самом деле сотрудникам важна и близка тема ценностей и смыслов.
Каскадирование. Изменения обязательно должны идти от руководителей к простым сотрудникам. Транслировать идеи должны топы и лидеры мнений. Если происходит по-другому, трансформация не состоится. Чтобы изменения надежно обеспечить, необходимо обучать руководителей. Цель – достичь, чтобы сначала они сами начали жить по-новому.
Чтобы обучение сработало, применяют коучинговые инструменты:
- Оценка.
- Система обратной связи.
- Составление индивидуального плана развития и следование ему.
Часто самой большой сложностью становится недостаточное понимание топами значения корпоративной культуры.
Если руководители не будут участвовать в формировании новой культуры, каждый сотрудник сделает вывод, что в этой компании на словах одно, а на деле другое, и можно не обращать внимания на все эти формальности с новой корпоративной культурой, ведь это не более, чем игра. После такого вывода вовлечь в формирование корпоративной культуры будет крайне трудно. В такой компании начинает постепенно зарождаться две культуры – одна формальная, вторая настоящая, причем, истинной руководители не управляют.
Вовлечение сотрудников. В вовлечении огромную роль играет правильный подход к формированию культуры с самого начала. На всех уровнях необходимо внедрить лидеров изменений, которые бы занимались поддержкой компании в трансформации. Это должны быть люди, пользующиеся авторитетом и доверием среди сотрудников.
Изменение в процессах управления. С ценностями следует связать все процессы в компании, начиная с приема на работу.
Предлагая работу, сразу сообщайте сотрудникам, каких ценностей придерживается компания, чего ждут в этом плане от нового сотрудника, какие ценности важно демонстрировать и в каком случае возможно продвижение по карьерной лестнице. С одной стороны, у каждого свои ценности и не стоит их навязывать, с другой – при приеме на работу каждому сообщают, каковы здесь правила и приоритеты, и человек сам принимает решение, подходит он под эти правила или нет, согласен их поддерживать или лучше не работать в этой компании.
Даже хорошие ценности могут подойти не каждому хорошему специалисту – у каждого они могут быть свои, и с ценностями компании они могут не пересекаться. Учитывая все это, компания может поощрять сотрудников, которые придерживаются корпоративного кодекса, и в меньшей степени предлагать продвижение тем, кто не поддерживает культуру своей компании. Продвигая по карьере, ценности учитывать крайне важно, поскольку каждый руководитель призван быть лидером изменений и вдохновлять на применение корпоративных ценностей в своей корпоративной жизни.
Специалисты по корпоративной культуре считают, что компания должна быть готова увольнять сотрудников, которые не поддерживают корпоративную культуру. Если такой готовности нет, компания только декларирует ценности, но не относится к процессу их внедрения серьезно.
Изменения в бизнес-процессах. Чтобы переход к новым ценностям был целостным, важно «подогнать» к новой корпоративной культуре все бизнес-процессы. Все процедуры должны поддерживать корпоративную культуру, а не оставаться отдельно от нее.