Попробуем идти от обратного и попытаемся определить человека, которого лидером назвать нельзя. В одном материале я рассматривал лидерство от обратного:
без чего нет лидерства. Давайте в том же ключе определим человека, которого пока что нельзя назвать лидером.
Начнем с цели.
У вас есть цель? На сегодня, на неделю, на месяц, на год и на десять лет вперед? Трудно назвать человека лидером, если он не смог ответить на этот вопрос быстро без запинки, задержавшись с ответом разве что пока доставал блокнот.
Поговорим о качестве цели. Это мечта, «хотелка», или цель?
Она достижима, измерима, конкретна? Не слишком ли проста ваша цель,
содержит ли вызов? У большинства таких целей нет. Есть желания, мечты, но не четко описанные цели.
Цель нужно осознавать. Проработанная цель – это уже мысленно намеченный план действий, а лидер не просто ставит цели ради самой постановки – он готов к их выполнению.
Бывает и такое, цель есть, но ее нужно сформулировать. Коучи знают, как это делается, – путем грамотной постановки вопросов можно выяснить, есть ли у человека цель и какая. У многих ее нет:
большинство идут на ощупь. Если они сами не идут на свет, то как же могут повести других?
Это еще не значит, что они неспособны стать лидерами, просто на данный момент лидерами их назвать нельзя. Но это можно исправить – целеполагание развивается коучингом или самосовершенствованием.
Если у человека есть цель – это еще не значит, что перед нами лидер. У лидера также развиты
коммуникативные способности и способность подавать пример. У каждого лидера свой стиль. Кто-то больше вдохновляет словом, кто-то меньше говорит и больше показывает, как надо действовать. Но лидер должен владеть и способностью демонстрировать пример, и навыком коммуницировать, умело пользуясь словом.