БЛОГ

Какова цель саморазвития руководителя

Развитие руководителей
Время на чтение: 10 минут

Почему руководителю необходимо саморазвитие и в каком направлении. Разбираемся, какими могут быть цели саморазвития руководителя.

В статье:
Какова цель саморазвития руководителя | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Какова цель саморазвития руководителя | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Зачем руководителю развиваться и постоянно самосовершенствоваться, и главное, в каких направлениях? Решать ему, вот некоторые цели, которые можно поставить:

  • формирование имиджа,
  • повышение способности налаживать контакт и взаимопонимание с коллективом,
  • создание мотивации в команде,
  • развитие лидерских качеств.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Постановка цели саморазвития

Цели саморазвития руководителя призваны сформировать оптимальный стиль руководства – который наиболее эффективен для коллектива и максимально совпадает с его собственной личностью.

Идеально, когда руководитель достигает целей бизнеса легко и эффективно, не испытывая стресса и дискомфорта.

Потребность в самообучении диктуется наличием текущих проблем. Однако не каждый способен замечать их своевременно. Как руководители определяют, есть ли у них в профессиональной сфере проблемы? Прежде всего по собственным ощущениям. Если не все в порядке, возникает страх при общении с некоторыми подчиненными, чувство вины при постановке задачи, неуверенность и мысли о том, что руководящая должность – не для него. Задайте себе вопросы и хорошо задумайтесь над ними:

  • Ставя задачу, озвучиваете ли вы ее четко и понятно, или бубните себе под нос?
  • Ощущаете ли дискомфорт при постановке задачи?
  • Бывает ли вам неловко при разговоре с подчиненными, почему?

Если ощущения, что не все в порядке, возникают, а ответы на вопросы показали, что вы не полностью довольны собой как руководителем, это не значит, что руководить не ваше, – наоборот, значит, в вас есть потенциал для развития в качестве руководителя.

Жесткость характера и навыки управления

Эффективный руководитель может мягко общаться с подчиненными, все зависит от выбранной модели поведения, но важно развить жесткость характера. Чтобы быть эффективным руководителем, необходимо избавиться от комплексов и неуместной мягкости. Помимо этого, необходимо владеть управленческими компетенциями и методами управления людьми. Эти два направления работы над собой взаимоукрепят друг друга: уверенность поможет освоить компетенции, а компетенции повысят уверенность в себе.

Задачи, которые можно решить в ходе работы в этих направлениях:

  • Научиться управлять подчиненными, если они выражают протест и не хотят слушаться.
  • Научиться управлять в зависимости от психологических особенностей сотрудников.
  • Приобрести уверенность в себе.
  • Уметь справляться с хамством подчиненных.

Вы можете дополнить этот список в зависимости от собственной ситуации. Не стоит откладывать работу в этих направлениях, это замедляет вашу карьеру, снижает качество жизни и может привести к стрессу.

Если же вы будете целенаправленно развиваться, само развитие будет мотивировать вас расти дальше. Не каждого руководителя можно назвать профессиональным, постарайтесь, чтобы вас можно было так назвать.

Формирование имиджа

Еще одна важная цель для саморазвития руководителя – формирование собственного имиджа. Для руководителя имидж – основа карьеры. Если это так, то возникает вопрос, каким должен быть имидж руководителя?

На каждом этапе своего формирования руководитель осваивает новые способности, однако ему необходимо пройти этап за этапом, чтобы достигать следующих уровней. Подробнее об этом в статье «С каждый шагом ландшафт меняется».

Сначала руководитель учится влиять, потом его имидж создает необходимое влияние. На высоком уровне развития руководителя ему уже не нужно справляться с хамством или несогласными – с ним уже никто не посмеет спорить, никто не решится испытывать его, а он не подаст такого повода. На начальных стадиях формирования своего лидерства многие хотят, чтобы их боялись задеть, и чем выше развитие, тем становится понятнее, что лидерство строится не на страхе перед руководителем. Чтобы все это узнать и пройти свой путь лидерства, необходимо постоянно развиваться.

Найдите свой образ, к которому вы хотели бы развить себя. Лидера часто сравнивают с тигром, и не зря. Тигр мягкий, не жесткий, но не вялый и готов к схватке. Сытый тигр спокоен, но никому не придет в голову дергать его за усы.

Необходимо работать над собой как над личностью, чтобы вам доверяли, чтобы у вас хватило авторитета сплотить коллектив и создать команду, способную заработать так, чтобы возможности каждого участника не плюсовались, а умножались.

Цель формирования личности руководителя – стать человеком, вокруг которого объединяются, к которому стремятся, как к обладателю определенного ресурса. Так объединяет вокруг себя мастер, способный научить ценному ремеслу.

Чтобы заслужить такое отношение, руководителю необходимо развивать в себе бойцовские качества. Лидер не должен прятаться от схваток, должен уметь сражаться, но не искать сражения и схватки. Лидер умеет постоять за себя при настоящей необходимости, но способен сдерживаться.

Чтобы достичь своей лидерской зрелости, лидеру нужно отработать свою реакцию – не реагировать и не действовать рефлекторно. Эмоциональная реакция демонстрирует несформированность и отталкивает людей. Необходимо учить себя быть аналитиком, практиковаться брать паузы для принятия решения, не спешить с ответом. Не стоит волноваться, что оппонент «раскусит» несостоятельность собеседника, если тот немедленно не среагирует хоть как-нибудь: так ведет себя «сырой» лидер, и этот этап необходимо пройти, чтобы подниматься выше.

Научившись не уклоняться от борьбы, разрабатывайте в себе умение не реагировать мгновенно, анализировать и выбирать рациональные решения, не всегда ожидаемые. Принимая решение, учитесь не забывать учитывать цель.

После получения опыта борьбы, учитесь не бороться, действовать не «потому что», а «для того, чтобы». Принимая решение и планируя действие, не забывайте спросить себя «чтобы что?». Если лидер не видит цели своих действий и не видит, какой победы он благодаря им добьется, он даже не начинает действовать.

Личные качества руководителя

Сформированный лидер не вовлекается, умеет быть безэмоциональным к событиям, из которых невозможно извлечь выгоду, умеет определять такие события.

Зрелость проявляется в способности бездействовать. Не сразу приходит осознание того, что бездействие тоже может быть поступком, который принесет больше пользы и выигрыша. Руководитель часто проявляет игнор с позиции силы, иногда даже в тех же случаях, в которых раньше был склонен проявлять бездействие с позиции слабости – из-за страха, растерянности и неуверенности. Однако между этими двумя реакциями – целый путь.

Все это чувствуется подчиненными и все это необходимо воспитывать в себе. Каждую свою реакцию нужно анализировать, искать лучший вариант, пробовать в следующий раз. Это постоянная работа, и если она эффективна – через время это уже работа над следующим уровнем реакций.

Со временем реакции становятся спокойнее, лидер экономит силы.

Взаимодействие с коллективом

Совершенствует себя лидер и в эффективном взаимодействии с коллективом. Лучше всего это можно заметить, если приходится менять коллектив, начиная каждый раз сначала, в следующий раз удается быстрее собрать команду, быстрее наладить эффективное взаимодействие внутри команды и с командой.

Но и внутри одной команды постоянно происходят изменения, с которыми при развитых навыках руководитель учится работать быстрее и эффективнее. Задача лидера – собрать команду, настроить ее полноценную работу, развивать команду.

Нужно учиться управлять коллективом, который по сути мощнее одного лидера, поэтому с ним ссориться не стоит, лучше идти в одном направлении и стать его частью. Эффективно управлять с помощью силы невозможно – так можно только растерять сотрудников: они могут уйти или перегореть, потерять мотивацию, превратиться в «изношенную лошадь».

Лучшее управление – незаметное, с помощью доверия и диалога, когда сотрудники понимают, какие цели перед ними ставят, разделяют их и стремятся не подвести руководителя, ведь он не «по ту сторону», а один из них.

Зрелому руководителю не нужно выпячивать свою власть, он уверен в себе и у него нет надобности что-то доказывать. Доказывать нужно, если авторитета нет или он потерян. Доказывая, мы защищаем то, на что покушаются, что не защищено. Поэтому и пытаемся отстоять.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Мотивация в коллективе

Одна из самых важных целей для руководителя – умение мотивировать. Группа поначалу может сомневаться в том, что руководитель действительно верит в свои слова. Поначалу возможно несерьезное отношение к призывам стремиться успеть и стараться работать со всей ответственностью. Задача руководителя показать команде, что он искренне верит в сказанное и лично внутренне стремится к успеху в том виде, в котором он его озвучивает сотрудникам.

У коллектива должно не остаться сомнений, что все серьезно. Это станет возможным, если помимо слов руководитель будет строить планы, отмечать контрольные точки, рассчитывать ресурсы, ставить конкретные задачи и уточнять, как его поняли.

С мотивацией не удается, если руководитель сам несерьезно относится к своим требованиям, как бы странно это ни звучало. Если ему действительно нужна выполненная работа – он работает над этим и делает все возможное, чтобы так и произошло.

Часто команда не справляется, потому что руководитель не относится к задачам компании как к своим собственным. Ресурсы чужие, бизнес чужой, зарплату платят – можно делать вид, что требуешь, и потом делать вид, что сделал все возможное.

Если руководитель лично и искренне заинтересован в результате, это лучшая мотивация для сотрудников.

Руководителю всегда есть над чем работать в направлении грамотного контроля, грамотной организации работы, чтобы получить результат максимально быстро и максимально качественный. Стремитесь к качественному планированию, учитесь грамотно делегировать, вникать, быть в курсе всех возможных способов улучшить и усилить ситуацию и снизить сопротивление, с которым каждый руководитель обязательно сталкивается в той или иной мере.

Чтобы знать о происходящем и быть в курсе качества своего взаимодействия с подчиненными, необходимо научиться налаживать обратную связь – еще одно важное направление развития руководителя.

Давая задачу, не спешите поскорее завершить эту процедуру, постарайтесь получить обратную связь о самой задаче, о способе ее постановки, о реакции на нее. Это вызовет у подчиненного доверие и стремление выполнить задачу лучшим образом. Руководитель, который не боится и не ленится находиться в постоянном контакте с подчиненными, во многих компаниях редкость. Такие руководители – на вес золота, они в курсе происходящего, их ценят, они бережно используют ресурсы и получают лучшие бизнес-результаты.

Есть иллюзия, что у руководителя всегда мало времени. Даже подчиненные верят в этот миф. Правда в том, что работа руководителя – использовать свое время на работу с людьми. У руководителя не может не хватать времени на управление людьми.
Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение