Казалось бы, речь об элементарных вещах. И все же по результатам исследований, только в 29% случаев в крупных компаниях, принимая серьезные решения, влияющие на судьбу организации, рассматривалось более одного варианта.
Как можно делать серьезный выбор, рассматривая всего два варианта? Да, это кажется странным и нереальным, но это бывает очень часто, возможно, даже бывало с вами. Мы
рассматривали такие примеры, рассмотрим еще несколько. Сосед сообщает, что продает дачу, вам нужно решить, покупать или не покупать. Руководитель вызывает вас и предлагает интересную командировку, вам нужно выбрать, соглашаетесь или нет.
Ситуации из примеров могут показаться совершенно отличающимися от выбора квартиры или работы, однако это такое же принятие решения, как и покупка квартиры. Это выбор, который тоже требует множества вариантов. Просто мы имеем дело с иллюзией альтернативы. При иллюзии альтернативы вероятность успеха примерно такая же, как при подбрасывании монетки: успех – дело случая. А ведь нам хотелось бы управлять своим успехом.
Если нет альтернативы и вы рассматриваете один вариант, то последствия вашего решения – дело случая. Как только мы начинаем рассматривать разные варианты, появляются и критерии, а именно критерии и их оценка позволяют нам грамотно выбирать, учитывая наши требования и приоритеты. Чем больше критериев учитывается, тем более точным становится решение.
Где же взять альтернативы? Чтобы альтернатив стало больше – нужно расширить представление о реальности. Если мы принимаем решение в условиях ограниченного представления о реальности, то и выбор у нас ограничен. На самом деле узким может быть только представление о реальности, ее восприятие, но не сама реальность. В реальности есть намного больше альтернатив, достаточных для принятия точного и продуманного решения.