Проблемы с корпоративной культурой российских компаний
Чаще всего российские компании сталкиваются с проблемами «красной» культуры. Часто неэффективность работы компании связана не с низкой квалификацией российских лидеров, не с жесткой законодательной системой, как озвучивают в некоторых выводах, а с преобладанием в российском бизнесе «красной» корпоративной культуры.
Авторы спиральной динамики подчеркивают, что нет хорошей или плохой культуры, так почему же красная плоха и чем именно?
Сама по себе красная культура неплоха, но она уместна в условиях войны или для управления людьми с фиолетовой культурой – культурой принадлежности. Фиолетовой культуре свойственно подчиняться «голосу сверху» и объяснять все тем, что «у нас так принято».
Но в такую компанию не пойдут прогрессивные и креативные, а без таких она не выживет в наш век цифровизации. Менеджерам по персоналу приходится привлекать хороших специалистов, неправдоподобно описывая компанию, а мотивировать – высокими зарплатами. Вот и получается несоответствие между руководством и персоналом.
Почему красная культура не подходит современной компании? Давайте разберемся. Красная культура – культура силы. Ее принципы можно охарактеризовать фразами «Сильный всегда прав», «Я начальник, ты дурак», «Начальник всегда прав». Лидером такой компании становится авторитарный руководитель, жесткий, властный. Его решения часто носят характер откровенного произвола, при этом он не обсуждает решения и требует подчинения. Другие руководители копируют его поведение. Управленческой системой в таких компаниях является приказ.
Чем все это плохо? Главной ценностью в такой компании становится власть, сотрудники не проявляют инициативу (а какой смысл?).
Как определить, что власть является главной ценностью? Если задать вопрос прямо – вряд ли сотрудники согласятся с таким утверждением. И все же, если идею выдвинет руководитель, она будет иметь наивысший приоритет. Если в компании прежде чем выбрать лучшую идею или приступить к выполнению уточняют, чья идея или кто поручил, значит, решения принимаются не через призму эффективности, а через призму авторства, что является показателем красной культуры.
Какой бы сильной и удачной ни была идея, она рассматривается, исходя из политики – не ущемит ли интересы кого-то сильного. В таких компаниях вполне могут быть приняты провальные с точки зрения бизнеса решения. Это создает атмосферу двойных стандартов. На официальном уровне могут провозглашаться ценности творчества и эффективности, а реально компания будет продолжать жить принципами личной власти и беспрекословного подчинения. Это приводит к позиции не делать ничего, кроме прямых поручений, и порученное не делать слишком хорошо, чтобы не затмить начальника.
Лозунги о постоянных улучшениях звучат во всех официальных коммуникациях, но сотрудники привыкают к тому, что это такая корпоративная игра. Все это приводит к фиктивной отчетности, иногда и к коррупции. Сотрудники оцениваются по лояльности, вместо продуктивности можно наблюдать имитацию бурной деятельности, руководители тратят силы на интриги и усиление личной власти. В результате из компании уходят все, кто делает ставку на результат, а не на политику.
Все инициативы, повышающие прозрачность бизнес-процессов, проваливаются, поскольку эффективное управление красной корпоративной культуре невыгодно. Настоящие улучшения начинаются с открытого признания ошибок, что при таком положении вещей невыгодно.
Преобразования в корпоративной культуре невозможны, если руководство компании к этому не готово. Предварительное тестирование должно определять степень готовности компании к изменениям.
Однако уже подросло поколение «Z», которое не сможет работать в условиях красной культуры, и пора что-то менять. Появляются компании, которые способны честно и прозрачно оценить свои сильные и слабые стороны, открыты к трансформации и заинтересованы в настоящей, а не фиктивной продуктивности. В России уже появляются даже бирюзовые компании.
«Красные» руководители понимают, что «красная» корпоративная культура не в тренде, поэтому вы никогда не услышите от них, что они имеют к ней отношение. С одной стороны, культура компании в разных отделах может быть разнородной, с другой – «красный лидер» никогда не услышит критику в свой адрес, поскольку карьера и благополучие каждого сотрудника зависит не от эффективности, а от лояльности к руководству. Лидеры в таких компаниях часто оказываются в мире иллюзий и часто верят в свою исключительность и непогрешимость, а все провалы связывают с низким качеством персонала.
В качестве аргументов того, что компания не является «красной», руководитель часто перечисляет подтверждение прогрессивности своей компании – внедрение Lean, Agile, KPI, 360 градусов, или говорит о росте уровня вовлеченности.