Прежде всего важно понимать: если корпоративная культура не в порядке, то у компании будут проблемы. Эти проблемы можно определить. Чаще всего проблемы компании напрямую зависят от недостатков корпоративной культуры. Важно также понимать, что иногда проблемы компании не связаны с корпоративной культурой. Поэтому нужно:
- Обозначить все проблемы компании.
- Определить, есть ли среди них проблемы, связанные с недоработками в корпоративной культуре.
Чтобы понять, все ли в порядке с корпоративной культурой, можно составить карту проблем компании, установив причинно-следственные связи. Для этого можно использовать метод «5 почему»: называя проблему, спрашивать «почему?», давая ответ, снова спрашивать «Почему?», повторяя предыдущий ответ. Это увлекает, вовлекает и позволяет легко, практически играя, обозначить проблемы и связи между ними. Например:
- У нас плохо подготовленные менеджеры по продажам.
- Почему у нас плохо подготовленные менеджеры по продажам? - Потому что отсутствует система обучения.
- Почему у нас отсутствует система обучения? - Потому что нет человека, который отвечает за обучение.
- Почему у нас нет человека, который отвечает за обучение? - Потому что Иван Иванович считает, что обучение нашей компании не нужно.
- Почему Иван Иванович считает, что обучение компании не нужно? - Потому что ему никто не скажет правду, у нас не принято.
- Почему у нас не принято говорить правду? - Потому что нет такой культуры.
Получается, что в компании знают о низкой подготовке продавцов, но никто ничего не может изменить, потому что отсутствует система обучения, а ответственности за это в компании нет вообще. В компании все решает начальник, нет культуры обратной связи и открытости, отсутствуют ценности обучения и развития. Продавцы не знают, что у них низкая подготовка, а если и будут знать, но это мало что изменит, а в результате – компания теряет в прибыли, и, похоже, скоро потеряет продавцов.
Кстати, техника «5 почему» не ограничивается только пятью вопросами, можно продолжать или остановиться на двух-трех, хотя обычно примерно пяти вопросов достаточно, чтобы понять корень проблемы.
Очень часто причиной серьезных проблем оказывается непродуктивная корпоративная культура. Даже в нашем простом примере уже обозначились проблемы, связанные с корпоративной культурой, которые можно было бы решить путем определенных мер. Как минимум такое исследование нужно было провести и хотя бы такой ориентировочный набор проблем следует собрать, чтобы приступать к работе над корректировкой корпоративной культуры.
Есть еще способы определения проблем с корпоративной культурой. Попросить назвать проблемы компании, потом проранжировать их и определить, есть ли среди них связанные с непродуктивной корпоративной культурой и на каком они месте. Как правило, оказывается, что именно корпоративная культура, которой вроде бы и не видно, является корнем важных проблем в компании. Непродуктивная корпоративная культура – фундаментальная причина большинства проблемных ситуаций компаний. От этого страдают процессы, лояльность клиентов, это приводит к снижению продаж и к снижению прибыли.
Важно проводить такую работу с ключевыми лицами компании, чтобы они сами наглядно видели, что проблемы компании на рынке и в финансах связаны не с внешними обстоятельствами, а с неэффективной корпоративной культурой. Она как проблемные корни, которые не могут дать питание компании, чтобы компания полноценно функционировала и давала хорошие плоды.