Что не так с синим миром?
Казалось бы, красивая сказка: эффективный человек ценится, каждому по заслугам, ценность человеческого капитала – максимально высока. Что не так?
На самом деле мне страшно даже представить, что такой мир наступит, поскольку в нем, похоже, уязвимы все. Даже крупные неповоротливые корпорации, которые, возможно, не выдержали бы нашей текущей пандемии (напомню, прогноз составлялся в 2018-м). А ведь мир будет еще более изменчив и непрогнозируем.
Несмотря на схематичность и обобщенность, описанная концепция способна вызвать массу вопросов и предположений. К примеру, возникает логичный вопрос: для кого корпорации будут разрабатывать основную часть своих товаров? Учитывая прогресс и роботизацию, имеют работу и могут быть платежеспособными только избранные, а это очень ограниченное количество населения. Остальные, составляющие большинство, безработны и находятся за чертой бедности, а значит, как потребители малоперспективны. Похоже, будет очень существенное разделение на продукты для элиты и для всех остальных, отчего пропасть между богатыми и бедными будет расти все больше.
К чему это приводит? Живой пример – Индия. Богатство и бедность рядом. Величественный Тадж-Махал, Золотой Храм в Амритсаре, а рядом – трущобы, горы мусора и зловоние. Хорошо богатым и успешным соседствовать с мусорником? Вряд ли. Радостно ли нищим наблюдать за людьми высшего сорта, которые совсем рядом, но которыми большинству из жителей трущоб никогда не стать? Сомнительно.
Может показаться, что обитателям высоких модных зданий повезло и этот праздник жизни для них. Опять же нет. Лучшие сотрудники, избранные, с суперспособностями – не в лучших условиях. Им не доверяют, они под постоянным колпаком, а значит – несвободны и, наверняка, несчастливы. А могут ли несчастливые люди создавать по-настоящему прекрасные продукты? Вопросов много и ответы неутешительны.
И все же такой мир может наступить. Недостатки творчества будут компенсироваться стимуляторами, недостатки внешнего вида – пластической коррекцией, человечного и естественного в человеке будет оставаться все меньше. Наверняка, будет много лжи и лицемерия, все меньше сочувствия и тепла. Гуманность нерентабельна (честно говоря, вопрос спорный). Хотя, все лучшее, скорей всего, сохранится и уйдет в тень. Те, кто сегодня открыто говорят о важности эмпатии и благородной миссии, будут таргетировать свои ценности только на касту избранных, и возможно, будут находить объяснение, почему остальные не заслужили своей порции человечности.
Но найдутся и те, кто сохранит в себе все лучшее, и дождется, когда человечество, не уделяя должного внимания человеку, зайдет в тупик и в обществе появится запрос на «зеленый мир».
Есть ли уже сейчас предпосылки к выбору «синего мира»? Есть. Уже сейчас в некоторых крупных компаниях выбирают курс вкладывать только в лучших, а не дотягивать каждого сотрудника до нужного уровня. Есть также подход «лучшим – особые привилегии». Существует и значительный разрыв между сумами заработных плат лучшим и обычным. К тому же автоматизация ведет к сокращению посредственных сотрудников, значит, кто-то окажется за бортом.
В «синем мире» практикуется тотальный контроль, а это сковывает творчество и убивает команды. Отсюда и огромные усилия на поиск путей повышения производительности любой ценой. Вложения в отдельных людей не заменят эффекта синергии, который мы встречаем в команде.
Что хорошо в «синем мире»? Исследование человеческих возможностей и их расширения. Забота о сотрудниках корпорации, связь роста в компании с благосостоянием, социальные гарантии, ставка на потребителя, попытка найти формулу совершенного сотрудника, подготовка для своей компании сотрудников «с пеленок», понимание связи производительности и самочувствия.
Как быть востребованным в «синем мире»? Будьте лучше других, развивайте таланты, развивайте способность быстро учиться, будьте выносливы, следите за эффектностью своего образа, занимайтесь спортом, будьте открыты и не держите тайн, будьте целеустремленны и организованы, будьте рациональны, хладнокровны и профессиональны.
Что в «синем мире» плохо? Отсутствие эмпатии как ценности в привычном сегодня понимании. Подчеркну: сам термин не пропадет, но в него может быть вложен новый смысл. Под эмпатией мы сегодня понимаем соучастие – способность сопереживать, видеть мир глазами других людей, чувствовать их боль. Однако некоторые исследователи уже сейчас используют тот же термин, но в совсем другом понимании, описывая более хладнокровные процессы: оценка того, о чем думают окружающие, какова их мотивация, какие у них планы, убеждения. Такую эмпатию даже называют когнитивной эмпатией, тогда как соучастие называют эмпатией эмоциональной.
Сейчас дискуссии на тему эмпатии связаны с эмоциональной эмпатией. Но все может измениться, поэтому не стоит привязываться к терминам – в «синем мире» они могут иметь уже другое значение.
Почему «синий мир» погубит себя сам. «Синий мир», хоть и занимается здоровьем лучших сотрудников, работает на использование, а не на создание ресурса. Такой мир может образоваться только на готовых структурах. Кто-то создавал корпорации, работал над миссией и вкладывал собственную душу в корпоративную культуру, «синий мир» способен только захватить эти созданные веками активы и развивать их согласно своему пониманию. Такое «развитие» со временем вымывает важные ресурсы, и способно обескровить живой организм организации, пока не наступит эра зеленого мира. Можно эффективнее распорядиться лесом, но невозможно его также эффективно восстановить – понадобятся годы и годы. Разумнее не допустить уничтожения ресурсов, которые кормят нас.
Как предотвратить «синий мир»? Стремиться не разучиться сопереживать и сочувствовать, мотивировать не только материально – создавать безопасную среду, где люди свободны и способны творить, поддерживать социальные проекты и заботиться о тех, кто рядом, видеть в сотрудниках личностей, а не набор функций, развивать команды и укреплять корпоративную культуру – не фиктивную, а которая пересекается с глубинными ценностями.