КОНФЕРЕНЦИИ

Стратегия обучения персонала.
V всероссийский форум.

КОНФЕРЕНЦИИ
27 августа 2020 года V Всероссийский форум "Стратегия обучения персонала" гармонично объединил очных и дистанционных участников – 50 человек собралось в гостинице «Марриотт Ройал Аврора» в центре Москвы и примерно 30 человек подключилось к мероприятию онлайн.

Участниками форума стали HR-ы, руководители корпоративных университетов, менеджеры по развитию персонала, эксперты по карьере и обучению. За одним столом собрались представители разных сфер бизнеса. Среди компаний участников - представители медицинского, образовательного, производственного секторов, розничной торговли, сферы услуг.

Мероприятие состояло из двух частей. Каждая – ценна по-своему. Я сохранил расписание, где можно найти главные темы и спикеров.



Конференцию модерировала HR-эксперт мероприятия - Анна Силина.

лидер, команда, продуктивность
Круглый стол

Когда яркие и творческие личности собираются за одним столом – обязательно появляются интересные идеи и открытия. Круглый стол был щедр на инсайты.

Экспертом круглого стола задавали вопросы, делюсь самыми интересными инсайтами:

Тенденции обучения 2020

1. Вынужденный переход в цифру уже произошле и отката назад не будет.
2. Чтобы оптимизировать корпоративное обучение необходимо растить экспертов внутри компаний.
3. Закончилось время, когда обучение было отдельно от бизнеса. Обучение – это часть бизнеса и инструмент решения бизнес-задач.
4.Чтобы корпоративное обучение было успешным необходимо его кастомизировать под разные поколения.
5. Сразу применять полученные знания и продолжать их пополнять. Относиться к обучению не как к разовой активности, а как к непрерывному процессу.

Что ожидает бизнес от корпоративного обучения?

Находить потребности клиентов.
Развивать компетенции для эффективного решения поставленных задач.
Перестраиваться.
Обучение – инструмент к достижению требований бизнеса.
Ускорять процессы.
Совершенствовать коммуникации.
Развивать гибкость.
Обеспечивать технологичность.
В связи с новым взглядом на обучение меняются требования к форматам.

Вебинар – не в тренде. Он недостаточно соответствует требованиям времени. Практика показала, что онлайн-мероприятия без должного вовлечения менее эффективны и не отвечают ожиданиям организаторов. В тренде – максимальное вовлечение, а не участие с выключенной камерой.

Думая, что в онлайне все будут вовлечены так же, как в офлайне, мы часто ошибаемся. Переходя из офлайна в онлайн эффективность падает в разы. В каком случае и почему? Потому что мы принимаем желаемое за действительное и отказываемся принимать и учитывать реальность. Это происходит каждый раз, когда мы не уделяем должного внимания вовлеченности.

80% участников онлайн-мероприятий не включают камеры? Мы думаем, что они учатся вместе с остальными, просто им неудобно включить камеру. На самом же деле картина примерно такова:

10% учатся.
15% пишут имейлы.
25% готовят еду.
25% болтают в ватсапе.
25% сидят в инстаграме.

Офлайн и онлайн не взаимозаменяемые, а дополняемые форматы. Это как кино и театр. Кино ведь так и не смогло заменить театр. Всегда будут поклонники этого вида искусства. Так и с очным тренингом. По крайней мере в ближайшие десятилетия спрос на очные тренинги не угаснет.

Возможно, когда поколение Z займет лидирующую долю среди работающих людей, онлайн-обучение начнет вытеснять очные тренинги. Но это не точно.

Сейчас «зеты» не в большинстве, но приспосабливаться к ним необходимо. Особенности обучения молодежи связаны со спецификой их потребления информации. Это «люди экрана» с клиповым мышлением – их не заставишь слушать унылые лекции.

Режим работы их мозга:

3-7 минут активной работы.
15 минут отдыха.

Поэтому они отлично чувствуют себя в соцсетях. Изучение одного поста занимает всего несколько минут, после чего можно полистать ленту и отдохнуть.

Они так устроены, это нужно учитывать, как и то, что их с каждым годом в офисах все больше и соотношение поколений постоянно смещается в пользу представителей Z.

Каковы же основные векторы обучения 2020-2021? Их озвучил Александр Бахтызин, начальник корпоративного учебного центра «Корпус Групп».

Наш тренд на 2021 год – microlearning + mobile learning.

Лично я добавил в свою копилку принципов успешного обучения такие советы от Александра Бахтызина:

Очеловечивайте ваше обучение. Обнимашки в офлайне экраном не заменить.

Если в вашем учебном центре менее 10 форматов, надо срочно что-то менять. Разнообразьте ваше обучение – иногда это единственный путь к эффективности.

И, пожалуй, самое важное, что следует знать о сегодняшнем обучении, обучение – это процесс социальный. Обучение -> общение.

После такого круглого стола неопределенность сменяется ясностью и решительностью. Концентрация пользы зашкаливает. Однако выжимка от лучших экспертов, поданная на блюдечке, – это еще не все. Дальше участников ждали выступления спикеров.


Выступления спикеров

Каждый выступающий раскрыл свою тему и поделился своим опытом. Делюсь основным.

Формула качественного обучающего решения: Востребовано, Рентабельно, Осуществимо.

Дмитрий Александров, генеральный директор T&DG, поделился своей концепцией создания программы обучения:

Погружаемся в контекст. Изучаем потребности заказчика.
Проводим анализ всей совокупности информации компании.
Принимаем решение об оптимальном дизайне обучающей программы.
Внедряем, запуская пилотную версию.
Повторяем процесс по новому кругу, непрерывно совершенствуя.

Дмитрий убедил участников, что проверить решение на качество просто. Хорошее решение в равной степени отвечает трем параметрам:

Востребовано. Рентабельно. Осуществимо.

Решение должно быть на пересечении всех трех плоскостей.

Дмитрий объяснил, почему «говорящая голова» теряет востребованность (вебинары уходят из трендов). Это скучно, значит, не соответствует сегодняшнему запросу.

3 тренда обучения 2020 от Дмитрия Александрова:

Просто. Упрощение контента.
Эмоционально. Вовлечение.
Эффективно. Наличие результатов.

ЗАЧЕМ обучать людей

Ирина Королева, исполнительный директор Высшей медицинской школы, поставила вопрос ребром: ЗАЧЕМ обучать людей?

Ирина определила 4 главные проблемы обучения.

1. Обучая людей, мы вкладываем в них, а не в компанию. Уходит человек – с ним уходят и знания.
2. Иногда сотрудники хотят обучаться, а у компании нет денег.
3. Компания развивается слишком быстро, сознание сотрудников отстает. Сотрудники не готовы своевременно принять необходимость в обучении.
4. Новые возможности появляются в ситуации кризиса, когда ресурсы ограничены.

Выстраивая систему обучения, нужно учитывать перечисленные проблемы:

Обучая одного сотрудника, обеспечить, чтобы полученные знания передавались другим.
Готовить внутренних тренеров.
Развивать сотрудников в готовности выходить из зоны комфорта и постоянно расти.
Развивать аналитику внутри компании, пересматривать перспективы, развивать навык ориентироваться в неопределенности.

Без ТЗ результат ХЗ

Наталья Абрашитова, HRD ГК КБ-12, подняла вопрос грамотной постановки задач и системного подхода. Известная поговорка фрилансеров «Без ТЗ результат ХЗ» актуальна и для крупных компаний. Особенно в кризис, когда ресурсы нужно расходовать предельно продуманно. Тут не поспоришь, главное не забывать об этом, а еще лучше – распечатать и разместить на видном месте, чтоб всегда перед глазами.

Определяемся с компетенциями будущего

Кто только об этом ни говорит, но особо ценно было услышать о компетенциях будущего от эксперта в области развития компетенций, руководителя проектов по обучению и оценке Марии Хаустовой-Негоды.

Ее взгляд на самые важные компетенции следующий:

Видеть возможности в неопределенной среде.
Эмоциональный интеллект.
Умение слушать и взаимодействовать с другими.
Способность подходить к решению проблем комплексно.
Высокая обучаемость.
Умение разрабатывать видение и объединять вокруг себя людей.
Способность к критическому мышлению.

Ценный перечень. Каждый, кто уже сейчас начнет развивать и укреплять все эти навыки, в будущем будет востребован. Разве что осторожнее нужно быть с последним. Тенденции таковы, что эмоциональный интеллект вытесняет критическое мышление. Думаю, будущее – за эмоциями и стремлением к гармонии и комфорту.
Как снизить стоимость тренинга в 8 раз

Мое выступление дополнило важные тезисы, которыми было пропитано мероприятие: «Нужно что-то менять» и «Как сэкономить ресурсы».

Прежде всего многих заинтриговала тема – художественный прием или вправду есть способ снизить затраты настолько значительно? На самом деле можно: если подсчитать затраты на очный двухдневный тренинг, учесть транспорт, проживание, пост-тренинговые активности, и сравнить с материальными затратами на онлайн-тренинг с марафоном, решающим ту же задачу, то все действительно совпадет. Однако речь шла не столько о материальной стороне дела, сколько о концептуальной: о пересмотре подходов к организации корпоративного обучения. При грамотных решениях материальная сторона само собой выиграет.

Почему важно что-то менять:

Возврат инвестиций в обучение в условиях меняющейся реальности – только 15%.
Во время кризиса сократить бюджет пришлось 95% компаний, а отменить очное обучение вынуждены были все 100% компаний.
Перевели обучение в онлайн 82% компаний.

Структура обучения изменилась, а нужных компетенций пока не хватает. Мы просто вынуждены меняться.

Что можно изменить в устаревшей структуре корпоративного обучения:

Создать онлайн-альтернативу очному обучению везде, где это возможно.
Найти эмоциональные и яркие онлайн-форматы.
В онлайн-обучении придерживаться принципа: минимум теории, упор на практику.
Вовлечь в онлайн-обучение максимальное количество участников.

В Кимберли-Кларк нашли яркие форматы. Один из удачных примеров – переговорный чемпионат. Подробнее о чемпионате можно почитать на странице наших партнеров - компании "Манго Геймз". Люди готовятся к переговорной кампании, делают это в формате, приближенном к реальности. Через короткое время им придется прожить с клиентами те же ситуации в реальных условиях, поэтому для них это не развлечение, а подготовка к будущим переговорам. Наблюдает за чемпионатом вся компания. Зрелище незабываемое.

Еще один пример вовлечения в онлайн-формат обучения – онлайн-марафон. До конца дошло 90% участников. Стоимость обучения обошлась в 8 раз ниже офлайн-обучения для аналогичной цели. Павел Лебедев - автор и ведущий этой программы, за короткое время подготовил контент и разработал дизайн программы. Подробная информация у него на сайте Павел Лебедев.

В моем блоге можно найти несколько главных выводов о том, почему онлайн марафоны в корпоративном формате так быстро заменяют традиционные вебинары. Переходите по ссылке на статью Формула успешного онлайн обучения.
Бесконечное движение вперед

Какие выводы из всего услышанного и увиденного? Не останавливаться. Двигаться, развиваться, искать, открывать и осваивать новые и новые возможности. Остается закончить цитатой одного из участников, который в свою очередь процитировал Лао Цзы: «Дорога возникает под ногами идущего».
Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение