БЛОГ

Зеленый мир: насколько идеален мир корпоративной заботы?

Тренды будущего
Время на чтение: 13 минут

Если общество сделает упор на коллективизм и интеграцию – мы попадем в «зеленый сценарий». Мир корпоративной заботы и заботы о природных ресурсах, семейной обстановки на работе, ответственности и развития как обязательных условий работы. Привлекательно? Присмотримся пристальнее.

Приоритеты зеленого мира

Продолжаем разбирать прогнозы рынка труда на ближайшие 10 лет на основе отчета PwC. Один из самых интересных из предложенных сценариев – Зеленый мир. Мир экологических решений, заботы, корпоративного роста.

В зеленом мире ценится развитие, высокие моральные стандарты. И работники, и потребители поддерживают эти ценности.

Пример знаковых событий зеленого мира:

  • 2020 год. Десятки миллионов протестующих вышли на улицы Америки, Канады, Англии, требуя прекратить сокращение рабочих мест.
  • В 2021 году в Пакистане и в Индии засуха привела к гибели двух миллионов человек. Более 30 миллионов людей остались без работы.
  • В 2022 году появляется социальная кампания против организаций, не сокративших потребление воды в связи с Международными рекомендациями. В связи с этим цена акций и доходы нескольких мультинациональных корпораций резко падают.
  • В 2025 году вводятся международные стандарты ведения бухгалтерского учета, в которые включен отчет о влиянии на природный и социальный капитал.
  • В 2030 году ЕС запрещает компаниям, торгующим на территории союза, использовать авто с двигателями внутреннего сгорания.
Компании в зеленом мире ценят ответственность и свое основное предназначение видят в развитии сотрудников и общества.

Компании следят за соответствием этическим и экологическим стандартам. Бизнес не ограничивается только финансовой сферой – формирует общественное сознание, заботится о правах человека и справедливости в самом широком смысле. Автоматизация и технологии направлены на сохранение истощающихся ресурсов и минимизацию ущерба окружающей среде.

Технологии также направляются на развитие инновационных преобразований в коммуникационной среде, позволяющих заменить потребность в путешествиях. Роли человека в новом мире, в котором есть место автоматизации, придается большое значение.

Как чувствует себя в этом мире человек? Сотрудники работают в комфортной обстановке, в дружественной среде. Они уверены, что их работа будет оплачена и что условия их труда будут справедливыми, а также что у них будет возможность развиваться. Они задействованы в социально значимых проектах. Компания ожидает от сотрудников лояльности к корпоративным ценностям, к культуре компании. Сотрудникам необходимо строго придерживаться корпоративных стандартов.

Деятельность каждого сотрудника оценивается не только по показателям, связанным с профессиональным соответствием. Сотрудников анализируют и по другим параметрам, например, насколько эффективно они путешествуют, насколько экономно расходуют любые ресурсы.

Кстати, по информации анализируемого отчета, сейчас люди только в 23% случаев считают, что главное в карьере – выполнять работу, которая меняет мир к лучшему. (Данные опроса PwC, в котором приняли участие 10 029 человек из разных стран).

HR-стратегией в зеленом мире занимается генеральный директор компании. В зеленом мире есть понимание, что успех компании напрямую зависит от людей, их поведения и ролей. Даже подразделения, которые занимаются развитием сотрудников, компании называют «Люди и общество». Большое значение эти отделы придают корпоративной социальной ответственности и коммуникациям.

Коммуникациям в зеленом мире уделяется самое большое внимание. Есть понимание, что вместо путешествий нужно развивать коммуникации. Интересно разбирать это в год пандемии коронавируса, когда в силу внешних обстоятельств люди невольно оказались в условиях виртуальных путешествий.

Контролирующие органы в зеленом мире строго отслеживают выполнение квот на диверсификацию по расовым и гендерным признакам, обязательную поддержку благосостояния сотрудников. Открываются клиники сна, внедряются «цифровые диеты», устанавливаются лимиты на увольнения при экономическом спаде.

Сотрудники с радостью приходят в «зеленые компании»: их привлекает возможность работать в компаниях с эко-ценностями, которые они разделяют. Компании охотятся за ценными сотрудниками, конкуренция сильна. Чем компании привлекают лучших? Финансовое стимулирование остается на первом месте. В пакеты компенсаций и льгот включают подобное к следующему: «Три недели оплачиваемого отпуска для благотворительных и социальных проектов».

В компаниях есть «системы корпоративных обязательств», требующие от сотрудников соответствия корпоративным ценностям не только на рабочем месте, но и вне работы. Чтобы проверять соответствие, сотрудники постоянно под контролем. Контролируется их перемещение, отслеживается и поощряется эффективное и альтернативное использование ресурсов.

Все чаще можно встретить выражение «Работа на всю жизнь». Компания стремится вызывать доверие у сотрудников и работает над безопасностью бренда – следит за репутацией, тщательно подбирает и воспитывает сотрудников. Недопустимо социально безответственное поведение внутри организации, а также среди партнеров или подрядчиков.

Высокий приоритет в зеленом мире достается корпоративной культуре и корпоративным ценностям, от сотрудников требуется распространять ценности.

Компании постоянно растут. Недостаточно оставаться просто законопослушной организацией. Компании стремятся повышать планку, превосходя требования регулирующих инстанций. Компаниям нелегко, но приходится находить баланс между краткосрочными финансовыми выгодами и долгосрочными социальными.

Всем ли подойдет зеленый мир и куда он нас приведет

Первое, что хочется сказать по поводу такого сценария, – он нереалистичен, при всей его привлекательности.

Мир зеленого беззаботного сна, мир пенсионеров, в котором большинству станет скучно. В прошлом столетии мы уже проходили коллективизацию и придерживались социальных стандартов, сидя каждый в своей уютной клетке. Видя хаос и находясь в постоянных стрессах, человек естественно тянется к определенности и заботе.

Сейчас время вопросов без ответов – мы не знаем, что будет завтра, учимся планировать в этих условиях и получается далеко не всегда. Неспособность справиться с вызовами сложного мира, страх потерять работу, стабильность и востребованность вызывают естественное желание многих вернуться в защищенный мир. Отсюда и тенденции.

Как мы приближаемся к «зеленому миру»? Не прогнозируемые, а уже реальные события и угрозы 2020 года – это масштабный рост безработицы, социальные эксперименты в сети, глобальные протоколы безопасности в пандемии. Все ушли в онлайн и мы начинаем наблюдать феномен сетевой духовности. Снова становятся популярными поднимаемые и раньше идеи безусловного основного дохода и программ гарантированной занятости.

Как быть востребованным в зеленом мире? Следить за своим потреблением, за чистотой мотивов, проектов, производимых товаров, поступков, решений. Снижать уровень агрессии, повышать заботу о людях и ресурсах. Не оставлять без помощи, подтягивать и выручать, делиться и экономить.

Что в зеленом мире нереально? Реально все, но не все разумно с точки зрения живучести в долгосрочной перспективе.

Почему зеленый мир – не лучший вариант? Идея очень привлекательна для тех, кто ищет официальную и глобальную поддержку своему искреннему стремлению к чистоте, заботе и ответственности. Это было бы прекрасно – культивировать такие ценности и иметь поддержку всего мира. Но слишком много людей, которые эти ценности не разделяют. Должны пройти годы, десятилетия, чтобы подобный мир стал желанным для большинства. Принуждение приведет к противоположному результату и зеленый мир окажется достаточно хрупким. Мир динамичен, неустойчив, что требует более индивидуалистичного подхода, чтобы устоять и иметь возможность развиваться. Люди будут стремиться к обособленным решениям, к свободе выбора, к командной работе, к творчеству. Вряд ли возможно без принуждения заставить людей «ходить строем».

Описанному в отчете PwC зеленому миру не хватает творчества, свободы и здоровой конкуренции, что делает предложенный мир слишком пресным и унылым. Это связанно с тем, что акцент на экономию и коллективизм плохо приводит к развитию отдельной личности для самой себя, а в таких случаях всегда недостает глубинной мотивации.

Какова альтернатива?

Отдельные элементы, безусловно, следует развивать и укреплять. Стремление к экологической чистоте, этические нормы, серьезное внимание корпоративной культуре, забота о сотрудниках – это очень важно. Но не зря говорят «Твори добро и бросай его в воду». Если за хорошее отношение и внимание к сотруднику компания требует преданности и хорошего поведения, ведя наблюдение даже за частной жизнью, она сама будет поступать как минимум неэкологично.

Есть мощный социальный запрос на «чистые зоны» и право на «чистую жизнь». Стремясь к стабильности и росту, мы можем выйти на зеленый посткапитализм, в котором будет цениться эко-подход, объединение, забота. Возможно, в этих стремлениях человечество будет искать универсальное лекарство, разрабатывать план глобальной поддержки и восстановления. Что приведет к стабильности и гармонии, которая сейчас у многих нарушена? Только не принудительные меры и не жесткий контроль. Смешанное обучение как новая нормальность, блокчейн как вариант решения вопросов взаимопомощи, коллаборации и безопасности, новые виды солидарности, снижение цифрового разрыва, сетевые способы организации бизнеса и рынка.

Как сделать зеленый мир привлекательнее?

Ценить лучшие «зеленые» ценности, но и рассматривать как ценность индивидуальность каждого. Создавать условия безопасности и творчества. Лучшая проверка на «зеленую» заботу о сотруднике, как, собственно, и об окружающем мире – это выяснить, есть ли плоды? Творит ли человек, рождает ли новые идеи, развивается ли окружающая среда, плодоносит ли.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение