БЛОГ

В чем суть вертикального развития лидеров

Лидерство
Время на чтение: 13 минут

Многие вызовы – экономические, социальные, экологические – настолько сложны, что общество еще не сформировало достаточных компетенций, чтобы эффективно реагировать на них. Та же ситуация в компаниях: учет ускорения изменений на рынке часто оказывается не под силу текущим лидерам компаний. Нужно взращивать не просто новых лидеров, но новых зрелых лидеров, способных справляться с невероятной сложностью.

В статье:
В чем суть вертикального развития лидеров | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
В чем суть вертикального развития лидеров | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Где взять лидеров, способных взять на себя вызовы, которые не под силу опытным сегодняшним лидерам? Рассмотрим, какие решения сегодня предлагают эксперты области.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

В какой ситуации мы сейчас

Исследования разных компаний за разные годы давали информацию о том, что большинство новых руководителей, нанятых извне, потерпели неудачи в первые полтора года работы, только треть текущих генеральных директоров уверены, что обладают достаточными способностями для развития компании в ближайшем будущем, совсем небольшая часть руководителей компаний имеют достаточный уровень ментальной и эмоциональной зрелости, чтобы управлять комплексными и системными изменениями в компании и достигать устойчивых результатов. Что все это значит? Что во главе большинства компаний сидят люди, не готовые менять компанию и реагировать на новые вызовы. Это также значит, что должны появиться новые лидеры. Откуда и как?

Что говорит статистика о неудачах и с чем они связаны? Исследования дают понять, что причиной провалов чаще всего является разрыв между сложностью задач и ментальными способностями руководителей, а также устаревшее мировоззрение лидеров. Именно уровень мышления и мировоззрение становятся причиной неудач, поскольку являются недостаточными для конструктивных действий и развития компании в условиях быстрых, плохо изученных, изменений. О новом лидерском мышлении я уже писал в прошлом материале. Но пойдем дальше.

Многие лидеры со знаниями и опытом признаются, что им катастрофически не хватает новых лидерских качеств, таких как эмоциональный интеллект, системное и контекстуальное мышление, глубокая духовность, развитая саморефлексия, высокие моральные стандарты, способность постоянно саморазвиваться.

Именно такие способности должны характеризовать нового лидера. Как взрастить такого? Ответ дает новая наука – вертикальное развитие. Наука разработана в Гарварде, в Центре креативного развития. Давайте узнаем в чем ее суть, возможно, именно эти знания станут ключиком к решению ваших текущих задач.

В чем заключается вертикальное развитие лидеров

Вертикальное развитие – это трансформация сознания и мировоззрения. Сюда входит все: мысли, чувства, смыслы, ценности в жизни лидера. Вертикальное развитие включает в себя также развитие логики и эмоционального интеллекта.

Задачи вертикального роста – научить смотреть на мир через системное и целостное мышление, позволяющее охватывать всю картину целиком. Это и есть личностная зрелость.

Поскольку личностная зрелость – самый важный стержень для лидера, то как она формируется? Это приходит с возрастом, опытом, в связи с определенными обстоятельствами, требующими выхода из зоны комфорта или, может, с помощью специальных тренировок? Если компания стремится ускорить процесс формирования зрелых новых лидеров, что может стать катализатором? Какие инструменты запускают процесс формирования зрелого (сознательного) лидера?

Эксперты считают, что вертикальное развитие может происходить естественным путем, но может ускориться в разы в созданных для этого условиях.

Катализаторы развития навыков сознательного лидерства

Барретт Браун, международный эксперт в лидерстве, озвучил целых 14 пунктов катализаторов формирования сознательных лидеров.

1. Постоянное погружение в сложную среду. Что для лидера может быть сложной средой? Это может быть, например, участие в командных решениях сложных бизнес-ситуаций, прохождение обучения в стрессовых условиях.

2. Вовлечение в решение жизненных проблем людей, проводя с ними глубинные диалоги.

3. Осознание и исследование собственного внутреннего состояния.

4. Практика увеличения внутренней осознанности, например, медитации, практики внимательности и созерцания, метод Розенберга, интегральные практики.

5. Личностный рост с помощью коуча, наставника, психотерапевта – того, кто способен давать качественный фидбек и профессионально сопровождать процесс формирования новых навыков и компетенций.

6. Открытые встречи с трудностями, в ходе которых можно создавать новые системы координат.

7. Открытость и дружелюбие. Формирование навыка «межперсональной теплоты» достигается путем развития эмпатии и эмоционального интеллекта.

8. Погружение в пиковые переживания, которые меняют состояние сознания.

9. Использование карты психологического развития для лучшего понимания траектории своего роста. Для этого существует много методик.

10. Взаимодействие с другими людьми, которые стали на путь саморазвития.

11. Регулярная рефлексия. Можно использовать подход Билла Торберта «Исследования действием», который предполагает постоянную сонастройку себя с текущим моментом.

12. Трансформирующие практики, предполагающие развитие тела, разума и духа.

13. Кросс-культурный опыт. Например, путем погружения в культуры сообществ других стран.

14. Культивирование в себе либеральной личности, ищущей новизны, творчески исследующей мир – внешний и внутренний.

Навык зрелости

Эмоциональный интеллект часто называют навыком зрелости. Он предполагает опыт построения отношений, самоконтроль, а также навыки влияния и решения конфликтов. Однако сам по себе эмоциональный интеллект без осмысления может не добавить зрелости. Высокая активность далеко не всегда сопровождается анализом получаемого в больших количествах опыта. Обычно склонность к рефлексии появляется с возрастом, в период снижения уровня энергии и активности. Но если молодые лидеры начнут интересоваться практиками саморефлексии и осознанности в начале своего профессионального пути – они достигнут осознанного лидерства и ускорят личностную зрелость.

При таком подходе даже молодой лидер сможет демонстрировать более зрелые формы поведения и управления людьми, чем опытный управленец в возрасте. Формируя эмоциональный интеллект, следует не забывать о его ключевом навыке – самопонимании.

Среди полезных инструментов саморефлексии – ведение дневника. Можно также использовать технику свободного письма или другие практики, которые необходимо выполнять со строгой регулярностью. Не все любят писать, кому-то больше подойдет какая-нибудь из техник медитации.

Толерантность к неопределенности

Для развития важнейшего навыка сегодняшнего лидера – толерантности к неопределенности – эксперты советуют больше экспериментировать.

Может показаться, что этот навык противоречит одной из главных функций менеджмента – функции контроля. Действительно, новую, непредвиденную и стремительно меняющуюся ситуацию контролировать трудно, а отсутствие контроля снижает личную эффективность руководителя и всей команды. И все же толерантность к неопределенности способна помочь осознать, что значит жить в VUCA-мире – мире нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. Единственное, что можно контролировать в таком мире – это самого себя, свои решения, действия, энергию и продуктивность.

Чтобы развить навыки лидерства в VUCA-мире, необходимо постоянно пробовать новое – общение, занятия, проекты, увлечения, географию работы, роли и род деятельности. Перемены нужно сделать чем-то постоянным, а свою реакцию на них – надежной и устойчивой.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Теплота и открытость в отношениях

Для формирования высокого уровня доверия, без которого трудно быть эффективными командами, необходимо стремиться к развитию доверительности в межличностных отношениях.

Базовыми практиками для достижения результатов в этом направлении являются эмпатия и партнерское общение. Партнерское общение помогает достигать целей, не теряя позитивных отношений. Этому способствуют методики развития осознанности в коммуникациях. Одной из самых эффективных из них является метод ненасильственного общения Маршалла Розенберга. Метод требует придерживаться в общении четырех основных правил:

  • Безоценочное наблюдение.
  • Признание своих чувств.
  • Определение потребностей.
  • Формулирование конкретных просьб.
Автор книги «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу считает этот метод самым эффективным для развития нового лидерства.

Как использовать этот метод? Примите ко вниманию несколько советов и идей:

  • Используйте «я-предложения». Говорите о своих эмоциях, вместо того, чтобы додумывать за другого человека. Строя такие конструкции, мы не заставляем собеседника чувствовать себя ответственным за наши эмоции. Человек не чувствует себя атакованным и к нему прислушаются с большей вероятностью.
  • Не начинайте фразу со слов «нет» или «но». Если часто начинать фразу с отрицания, это может привести к сокращению количества желаемых исходов переговоров. Собеседнику может показаться, что вы обесцениваете его слова и он может занять защитную позицию, которая помешает достичь взаимовыгодных соглашений. Впечатление от беседы и о собеседнике складывается именно из таких мелких деталей, в результате – одни разговоры кажутся приятными, а значит, и полезными, а другие оставляют неприятный осадок, даже если ничего плохого не происходит.
  • Меньше оценивайте. Видите человека, который ест бургер – не спешите заключать, что ему наплевать на свое здоровье, видите много книг у человека – не будьте поспешными с заключениями о том, какая интеллигентная семья. Любые оценки, как позитивные, так и негативные, ненадежны, ведь мы видим ситуацию со стороны. По той же причине не стоит делать оценки в ходе спора.
  • Не увлекайтесь советами. Проявлять эмпатию, не переходя границ, – ценный навык, который важно развивать. Слушая чьи-то жалобы, трудно сдержаться, чтобы не дать совет. Это понятно, вы хотите помочь человеку. Но лучше спросить, нужна ли ему помощь, и не настаивать, если он откажется. Если он скажет, что нуждается в помощи – не ждите конкретных указаний, сами предложите варианты. Как бы хорошо ни звучало «Что я могу сделать для тебя?», намного лучше звучит «Давай я тебя отвезу в больницу».
  • Старайтесь не использовать повелительное наклонение. Даже фразы «Держись» и «Не грусти» несут в себе нотку непрошенных указаний, не предполагающих возможность выбора.
  • Не забывайте о невербальных сигналах. Если вам интересно, кивайте, смотрите на собеседника, задавайте уточняющие вопросы.
  • Прислушивайтесь не к словам, а к чувствам. Слова могут казаться даже обидными, но они могут свидетельствовать о заботе. Например, когда родители ворчат «Не звонил неделю, не стыдно тебе?», это говорит о волнении и заботе.
  • Озвучивайте свои потребности. Люди не умеют читать мысли, нужно говорить о своих потребностях, а не ждать, что другие догадаются.
  • Вместо того чтобы требовать, просите. Требование всегда воспринимается как угроза, поэтому человек подсознательно защищается.
Есть много разных методик для развития логики действий лидера, которые способны помочь ему приблизиться к более сложным формам мышления и осознанному взгляду на мир.
Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение