БЛОГ

Задача №1 – воспитать универсальных лидеров

Лидерство
Время на чтение: 12 минут

Организационная структура компаний меняется, становится командно-ориентированной, персонал становится все моложе, а бизнес-задачи – все более глобальными. В этих условиях срочно нужны универсальные лидеры. Как компании решают эту задачу?

В статье:
Задача №1 – воспитать универсальных лидеров | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Задача №1 – воспитать универсальных лидеров | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Лидерство – срочная проблема

Проблему лидерства компании считают срочной проблемой, важность которой возрастает с каждым днем.

Почему компаниям сложно выявлять и развивать лидеров быстрее? Потому что старые подходы уже не дают нужных результатов, а новые еще не налажены и пока неизвестны. Дело в том, что многим компаниям новоиспеченные лидеры понадобятся уже завтра, а привычный путь, который стандартно нужно пройти сотруднику до лидерской должности, конфликтует с этой потребностью. Если начать сейчас применять прежние подходы, через несколько лет можно остаться без лидеров, поскольку они понадобятся раньше. Нужны новые подходы – научные, строгие, проверенные, которые позволяли бы планировать и развивать преемственность, выявлять потенциальных лидеров и ставить их на руководящие должности.

Итак, судя по результатам исследований, для многих компаний лидерство – важный вопрос, который нужно решать как можно быстрее, поэтому нужно срочно ускорить этот процесс.

Кроме того, у многих компаний сложности с планированием преемственности и с составлением профиля топ-руководителя. Сегодня важно обратить внимание на новые лидерские навыки, заняться развитием культуры лидерства, ликвидировать существующие разрывы в лидерстве, и сделать это последовательно и системно.

Что уже делают в этом направлении? Уже появляются экспериментальные ролевые лидерские программы, к которым приобщают молодое поколение. Компании растят глобальных лидеров, но пока что по статистике (информация отчета DELOITTE) это удается только 13% компаний.

С какими проблемами сталкиваются компании, внедряя программы лидерства? Первая – непонятно, как измерять эффективность инвестиций в такие программы. Второе – у крупных компаний еще сохраняются старые иерархические структуры, а лидеры нужны под сети команд, которые только начинают строиться. В результате – недостаток практики и понимания, как будут применяться лидерские навыки в той же компании в ближайшее время. Третья проблема – сама концепция лидерства сейчас радикально пересматривается под призмой идеи антихрупкости и гибкости, которую требует сегодня изменчивость текущего времени.

Сегодня компаниям нужен новый тип лидера – «цифровой лидер», который может создавать команды, развивать связи между людьми, повышать вовлеченность, формировать культуру инноваций, устойчивость к риску и непрерывное совершенствование.

Такому универсальному лидеру необходимы более разнообразные навыки и опыт, чем еще несколько лет назад. Однако компании, особенно крупные, слишком неповоротливы и развиваются не настолько быстро, чтобы справляться с задачей самостоятельного развития цифровых лидеров и формировать новые модели лидерства.

Как воспитать новых, цифровых, лидеров

Кто такой цифровой лидер? Это лидер, способный проявить визионерский и коллаборативный стиль управления. Основные его навыки:

  • Создавать команды.
  • Поддерживать связи между людьми.
  • Повышать и поддерживать вовлеченность.
  • Развивать культуру инноваций.
  • Обеспечивать устойчивость к риску.
  • Обеспечивать непрерывное совершенствование.
Типы цифровых лидеров:

  • Цифровые инвесторы – руководители, способные инвестировать в таланты и идеи, создают экосистему для инноваций.
  • Цифровые пионеры – руководители, способные переосмыслить будущее, сформировать новые бизнес-модели и возглавить успешную цифровую стратегию.
  • Цифровые трансформаторы – способные организовать изменения и трансформировать бизнес.
С чего-то нужно начинать. Можно воспользоваться предложенным планом:

  1. Переосмысление модели лидерства. В новую модель нужно включить концепции командной работы, сотрудничества, роста, инноваций.
  2. Определение в компании кандидатов на цифровых лидеров – «инвесторов», «пионеров», «трансформаторов». Нужно научить будущих лидеров осознавать эти роли.
  3. Распределение ответственности. В компании должен быть человек, отвечающий за развитие лидеров.
  4. Подготовка лидеров. Чтобы молодые сотрудники быстрее научились лидерству, нужно дать им возможность руководить проектами и командами, пользуясь помощью и поддержкой старших наставников. Взамен они могут научить наставников технологиям и различным цифровым возможностям.
  5. Эксперименты. Важно научить будущих лидеров готовности к риску и экспериментированию. Проекты, в которых участвуют молодые лидеры, должны быть инновационными, что само по себе требует риска и экспериментирования.
Не стоит оставаться в прежних рамках традиционного обучения лидерству – расширяйте права и возможности новых лидеров, поощряйте обмен знаниями, риск, работу с талантами, управление матрицами.

Лидерство в неопределенности

Роль лидеров будет постоянно меняться, сейчас она движется в направлении цифровизации и ориентации на команды. Эффективные лидеры способны достигать успеха и в неопределенности, поэтому неопределенность следует воспринимать не как форс-мажор, а как нашу новую реальность.

Ускорение – тоже текущая реальность, к которой нужно привыкать. В связи с этим, важными составляющими лидерства будут также организационная культура, организационный дизайн и инновации.

Все это требует нового лидерского мышления, которое тоже нужно менять и развивать.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Новое лидерское мышление

Есть мнение, что при изменении поведения и формировании навыков, мышление подстраивается автоматически. Однако изменение мышления требует сознательных усилий и системы.

Сегодняшним лидерам необходимо мыслить стратегически и глобально, руководствоваться четким видением и целями, вдохновлять персонал на инновации и управлять постоянно растущим уровнем сложности.

В чем особенность лидерского мышления? Лидер осознает необходимость не просто осваивать что-то новое, но вести за собой других. Только получив такой опыт, лидер способен построить собственную стратегию эффективного руководства. Осознание своей ответственности перед другими людьми меняет мысли лидера.

Для развития лидерского мышления важно обеспечивать лидерам условия, в которых они смогли бы выходить за рамки привычного контекста, пробовать новое поведение и получать новый взгляд о том, на что они способны и кем они являются. Это позволяет создавать новое мышление.

Лидерам полезно и важно нелинейно оценивать свое будущее. Помимо движения вперед, лидер должен учитывать и горизонтальное развитие, осваивание новых ролей и новых способов поведения.

Хорошей средой для изменения контекста может стать, к примеру, поездка в другую страну и знакомство с новой культурой, или же разработка совершенно нового продукта, временный переход поработать в другую отрасль. Все это может стать мощным ускорителем изменения мышления.

Новые взаимоотношения

Есть трудность, которую многие не учитывают. Новый лидер, выбирая новые решения, поднимаясь на новый уровень, может потерять поддержку сотрудников, на которых еще вчера он мог опереться. Новая роль может потребовать нового окружения, к этому нужно быть готовым. Старый круг общения и прежние контакты могут больше не соответствовать новому мышлению, а значит, чтобы ускорить трансформацию лидерского мышления, нужно искать новые ролевые модели, новый круг общения, применять новое поведение.

Несмотря на то, что этот этап довольно трудный и ответственный, нужно находить время и возможность искать новые связи, контакты, ситуации, которые помогут закрепить новое мышление и разрушить прежние привычки.

Опасность тут составляют хорошо знакомые люди: они могут вернуть человека, ступившего на путь трансформации, к старым мыслям, поведению, образу мысли, могут подвергнуть сомнению его новый выбор.

Все меняется каждый день

Важно помнить: то, что работало еще вчера, сегодня может уже не сработать. Это не значит, что нужно просто что-нибудь менять ради самих изменений, но важно постоянно подлавливать тенденции и тренировать себя в изменениях.

Важно способствовать тому, чтобы новые лидеры имели возможность постоянно расширять круг общения, менять типы деятельности и работать с проектами разных тематических направлений и типов – это поможет и в развитии готовности меняться, и в предугадывании тенденций.

Формирование собственной лидерской истории

Осознание своей личной истории очень важно для формирования лидерского мышления. В своей истории важно видеть себя сильным лидером с гибким мышлением, способным превратить в плюс любое изменение и испытание на своем пути к цели.

В меняющемся мире лидер должен уметь постоянно адаптировать образ мыслей под новую реальность, ища новые возможности для достижения своих целей, бесконечно экспериментируя. Такие лидеры будут более эффективны в мире перемен, чем те, кто полагается только на проверенные методы. Впрочем, каждый выбирает свой путь лидерства.

Советы новым лидерам

Если решили стать настоящим лидером, начинайте действовать как лидер, а не просто размышлять о лидерстве. Внешние изменения приводят к изменениям внутреннего состояния, образа мыслей, и наоборот.

Ричард Паскаль сказал: «Взрослые с большей вероятностью претворят новый образ действий в новое мышление, а не новое мышление в новый образ действий».

Получается, и это важно осознать, что логическая последовательность «думай, затем действуй» не работает, точнее, работает ровно наоборот, если это касается личностных изменений, связанных с превращением человека в современного лидера.

Важное открытие

Это может показаться парадоксом, но наше самопознание реагирует только на реальные перемены. Мы пробуем что-то новое, наблюдаем за своими ощущениями от процесса и результатов, за реакциями окружающих – и только после этого осознаем, чего научил нас этот опыт, и, наконец, усваиваем урок. Это сопровождается риском и экспериментами, но в том и суть лидерства. Если действовать как лидер, можно сформировать и лидерское мышление. Об этом пишет в своей книге «Действуй как лидер, думай как лидер» бывшая преподаватель Гарвардской школы бизнеса Эрминия Ибарра.

Учитывая такую закономерность, можно прийти к заключению и даже проверить его на практике, что, выполняя обязанности лидера, можно начать ощущать себя лидером. В этот момент происходит мощная трансформация внутри – меняется мотивация и самоопределение, причем происходит это в процессе отношений с другими людьми.

Не в этом ли ответ на сегодняшние вызовы крупных компаний – как получить лидеров быстро, как изменить мышление срочно и как воспитать молодых лидеров с новым мышлением. Позвольте молодым специалистам выполнять обязанности лидеров, наделите их лидерскими ролями, доверьте им ответственность.
Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение