Важно проследить, чтобы среди формальных лидеров не было деструктивных, чтобы деструктивные лидеры не дискредитировали конструктивных, чтобы деструктивные лидеры не осуществляли свое влияние применением манипуляции.
Разрушающий подрыв репутации любого конструктивного сотрудника часто проходит с применением манипулятивных приемов. Их важно знать, чтобы не допустить разрушающего влияния. Если в компании замечены приемы, перечисленные ниже, крайне негативные процессы уже происходят и их крайне важно срочно остановить.
Приемы, которые могут подорвать репутацию лидера и любого сотрудника:
- Ставить задачу настолько обтекаемо, чтобы было совсем непонятно, что нужно, при этом делать вид, что это что-то само собой разумеющееся. Критиковать так, чтобы было непонятно, как исправиться.
- Громко вздыхать и изображать крайнее удивление, если сотрудник просит разъяснений. Не давать примеров, позволяющих понять, о чем речь.
- Если сотрудник переспрашивает, говорить, что уже отвечали на его вопрос, даже если он спрашивает впервые.
- Демонстрировать сдерживание раздражения, показывая, что обычно на этой стадии объяснений все успевают понять, и при этом продолжать «терпеливо» и подробно объяснять что-то совершенно другое. При этом инструктировать медленно, используя самые простые слова, чтобы всем вокруг было понятно, что объясняют просто и ясно.
- Использовать любой повод для критики, даже если ошибка незначительна, и даже если уже исправлена. Пытаться поймать на ошибке, которую сотрудник еще не успел совершить.
- Дать задания с подробными инструкциями, но не озвучить цель или не сообщить, каким должен быть ожидаемый результат, или вообще, что должно получиться в результате. Если бы сотрудник знал цель, мог бы предложить другой способ ее достижения. Не давать ему проявить инициативу.
- Менять указания прямо в процессе выполнения подчиненным задания. Отрицать ранее данные указания.
- Не позволять подчиненному принимать самостоятельные решения, требуя, чтобы в случае любого вопроса подчиненный обращался. Если он будет против вмешательства, объяснять это тем, что есть много тонкостей, которые нет возможности объяснить наперед в силу нехватки времени.
- Требовать, чтобы подчиненный выполнял работу, точно следуя указаниям, несмотря на то, что это медленный и неудобный путь, и даже на то, что он знает, как достичь результата быстрее и проще. Это даст манипулятору возможность пожаловаться на его низкую производительность.
- Назначать сроки, в которые невозможно уложиться. Как только подчиненный нарушит их, сразу можно будет сказать, что он работает с недостаточной отдачей.
- Поручать работу, намного ниже способностей и подготовки подчиненного, при этом подчеркивать, что справиться с задачей с таким же успехом мог бы любой дворник.
- После того как работа сделана, доделывать и усовершенствовать результат, объяснять, что это необходимо, чтобы его работа стала приемлемой. После переделывания им своей работы по требованию руководителя, отмечать низкую эффективность работы. Если он устанет бороться за качество и срок одновременно и сдаст работу в недостаточном качестве, подчеркивать его неряшливость.
Если так поступать, можно дискредитировать любого сотрудника, лишив его сил, уверенности, энергии:
- Подчиненный потеряет уверенность в своих способностях.
- У подчиненного отпадет желание влиять на других.
- Он станет бояться принимать простейшие решения.
- Он станет обращаться к руководителю по самым простейшим вопросам.
- Он не сможет поднять головы, бесконечно работая, хотя работа довольно проста и требует минимального времени.
- Он поймет, что недостаточно умен.
- Он решит, что пора искать другую работу, которая была бы «по плечу».
Если после всего этого сотрудник уйдет, это будет для него правильное решение. Если в компании кто-то ведет себя с подчиненными подобным образом, результат может быть только один – сотрудник станет безвольным и бесполезным или уволится. Это разрушающая стратегия деструктивного лидера.
Пытайтесь справиться с деструктивным лидерством без применения подобного оружия. У формального лидера перед неформальным есть важные преимущества, которые можно использовать, не применяя техники манипуляции.
К преимуществам можно отнести административные права, ресурсы влияния, хорошую информированность, должностной авторитет. Формальному лидеру приходится применять административный ресурс и чаще всего так и происходит, потому что в противном случае в компании появится угроза деструктивного лидерства.