Почему важна правильная обратная связь?
В этом материале несколько раз подчеркивалось, что обратная связь эффективна, когда правильна. Что же значит правильная обратная связь?
Качественная обратная связь часто связана с владением коучинговыми технологиями, например, навыками задавать вопросы вместо указаний, навыками снижения сопротивления, способностью слушать и рядом других навыков. Давайте рассмотрим технику и философию обратной связи подробнее.
С обратной связью невозможен простой грубый подход: поняли, что обратная связь нужна, решили предоставлять, сделали. Оценка чьей-то работы – это всегда чувствительный для обеих сторон процесс, в большинстве случаев критика воспринимается болезненно даже если она дается с самыми лучшими намерениями.
Нужно учить давать и принимать обратную связь, следить за своими реакциями и извлекать пользу из критики. Полезные советы по обратной связи дают Дуглас Стоун и Шейла Хин в своей книге «Спасибо за обратную связь. Как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы».
Ни в этой книге, ни где-нибудь еще невозможно найти идеальную систему обратной связи, идеальной будет та, которая лучшим образом подойдет для вашего конкретного случая. Главное понимать, что каждому довольно трудно увидеть себя со стороны и управлять своими эмоциональными реакциями, а тем более, менять устоявшиеся привычки. А обратная связь нацелена на обучение и изменения. Даже позитивная обратная связь ведет к изменениям.
Хочется отметить, на что обращают внимание авторы книги, а мы часто не учитываем. Обратная связь – морально тяжелый процесс, который очень важен для компании, но при этом те, кто дает обратную связь, знают, что это никак не добавит им преимуществ, – они не получат за это ни дополнительных премий, ни повышений, ни других поощрений – зато эти люди могут столкнуться с непониманием и проблемами.
Попытки дать обратную связь без специального обучения и подготовки могут привести к разочарованиям и испорченным отношениям с коллегами. Жесткая оценка может вызвать негативную реакцию и агрессию в сторону критика, мягкая может не быть серьезно воспринята и даже поднята на смех, что доставит критикующему серьезный психологический дискомфорт.
В такой ситуации можно просто решить: да зачем оно мне. Так может решить рядовой сотрудник, но лидеру необходимо овладеть этим искусством самому и научить подчиненных.
Лидеру давать честную оценку еще более рискованно, чем рядовому сотруднику: достаточно кому-то воспринять процесс негативно – и доверие к лидеру может быть подорвано, рабочие отношения разрушены, мотивация ослаблена, командный дух потерян.
Такой риск в краткосрочной перспективе действительно существует, пока не будет внедрена культура обратной связи.