От позы тоже зависит первое впечатление. Успокаивает зрителей и вызывает доверие открытая поза – прямая спина, не сомкнутые руки, опущенные плечи, приподнятый подбородок. Такая поза говорит об открытости, энтузиазме, уверенности и искренности.
У всех хороших ораторов можно отметить активную жестикуляцию. Не оставляйте руки безвольно висеть вдоль тела, меняйте их положение, не держите постоянно в одном состоянии.
Жесты делят на
коммуникационные и иллюстрирующие. Первые помогают нам общаться с публикой, вторые призваны помочь аудитории создавать в своем воображении яркие картинки во время нашего выступления.
Что требуется от жестов, чтобы расположить к себе аудиторию и легко убеждать ее в своих идеях?
Открытость. Не зря в детстве нас учили не «тыкать» пальцем. Это закрытый жест, он демонстрирует пренебрежение к собеседнику. Более привлекательной собеседнику покажется наша открытая ладонь – ее можно использовать вместо пальца, и это будет восприниматься совсем иначе.
Открытая ладонь продемонстрирует зрителю искренность, открытость, отсутствие желания что-либо скрывать, а это создает хороший эмоциональный фон, способствующий доверию на подсознательном уровне.
Симметрия. Об этом не все знают, но когда спикер использует одну руку для жеста, а вторую прячет за спину, в карман или оставляет без дела, на подсознательном уровне это воспринимается как желание что-то скрыть. Фокусники часто пользуются этим приемом именно для цели отвлечь внимание.
Наша задача – продемонстрировать своими жестами открытость и искренность. Хотите искренне продемонстрировать собравшимся, что полностью открыты и вам можно доверять – используйте обе руки.
Кроме того, природа создала все симметричным, это воспринимается нами как правильное, красивое, более естественное, которому можно доверять.
Завершенность. Каждое движение надо оформить в понятное и завершенное действие, иначе жесты будут восприниматься как случайные и хаотичные, что раздражает и не вызывает доверия к спикеру. У каждого жеста есть начало и конец, каждое движение завершено. Это лишит публику волнения и подсознательной тревоги. Если показываете что-то на доске, укажите на изображение рукой, зафиксируйте свой жест на несколько мгновений, сделайте его понятным, четким и осмысленным. Это вызывает доверие и демонстрирует вашу уверенность.
Разнообразие. Даже продуманный и точный жест надоест, если вы будете использовать постоянно только его. Будьте разнообразнее, иначе станете скучным для аудитории, будете походить на робота, которым сначала восхищаешься, а потом это приедается и даже вызывает раздражение. Бывает непросто отучиться использовать однотипные жесты, однако любую ненужную привычку можно побороть. Лучше, конечно, сразу привыкать использовать жесты правильно. Если вы только в начале пути – вам повезло, эти советы, предложенные в книге
«Код убеждения», позволяют учесть на старте то, что не учли поначалу даже известные спикеры. Кроме того, разнообразие жестов позволяет удерживать внимание слушателей.
«Размер» жестов. Чем шире помещение – тем больше может быть широта ваших жестов. Слишком широкие жесты в маленькой аудитории неуместны. Высота жестов влияет на энергетику – старайтесь не переусердствовать. Комфортнее всего аудиторией воспринимаются жесты спикера на уровне груди.
Чем сильнее ваше эмоциональное послание – тем выше руки можно поднимать во время жестикуляции. Ниже груди руки опускать не стоит – это может расфокусировать внимание собравшихся.
Соответствие. Жесты не должны ссориться со сказанным. Это все равно что говорить «Смотрите направо» и показывать налево. Слушатели растеряются – не будут понимать, чему верить, жестам или словам, и точно перестанут доверять спикеру, им на подсознательном уровне покажется, что их пытаются ввести в заблуждение.
Сбивают с толку и жесты-паразиты: привычка поправлять волосы или очки, другие неосознанные движения отвлекают от темы – ведь зритель следит за каждым жестом спикера. Кстати, такие жесты тоже несут свое послание – неуверенность спикера.
Энергия. Спикер, активно использующий жесты, всегда воспринимается как более сильный по сравнению с человеком, который только говорит.
Динамика. Жесты помогают увлекать зрителей внутренними картинками, создаваемыми спикером с помощью жестов и своих рассказов. Это не дает им заскучать. Всегда интереснее смотреть фильм, чем слушать радио.
Внимание. Динамические объекты привлекают больше внимания. Важно быть для зрителей не статичным объектом, больше двигаться, иначе они начнут развлекать себя сами – смотреть в телефоны или на соседей.
Доверие. Пожалуй, самое главное, что важно донести с помощью жестов, – продемонстрировать нашу открытость и вызвать в ответ доверие.
Первая задача спикера – установить доверие с публикой. Пока этого нет, вряд ли удастся убедить людей в своих идеях. Почти все в мире можно передать с помощью жестов и языка тела. Именно этим инструментом следует пользоваться, чтобы создать хорошее первое впечатление, от которого будет зависеть успех выступления.