БЛОГ

Как создать хорошее первое впечатление?

Лидерство
Время на чтение: 10 минут

Выходя на сцену, спикер помнит, что самое главное в выступлении – убедить слушателей в своей идее. Однако для этого ему нужно вызвать доверие, причем в первые несколько минут. Первое впечатление – самое сильное. От чего оно зависит и как его правильно сформировать?
Понимая, насколько важно впечатление от первых нескольких минут, хотелось бы определить, когда же они начинаются. Откуда начинать отсчет?

С чего начинается выступление

Спикер поднимается на сцену, делает небольшую паузу, убеждается, что зал готов, и произносит первое слово. В какой момент начинаются те самые первые минуты, во время которых формируется первое впечатление?

Аудитория начинает оценивать спикера еще до того, как он начинает говорить. Первое впечатление формируется в момент, когда мы появляемся перед зрителями. Именно этот момент отвечает за впечатление от всего дальнейшего выступления.

Известное выражение «Встречают по одежке, а провожают по уму» правдиво не только во второй части, на которую мы привыкли делать упор, но и в первой, и самое важное, что не только встречают, но и на протяжении всего выступления остаются под воздействием того впечатления, которое сложилось в первые секунды.

Зритель классифицирует нас в первые секунды, оценивая внешний вид, мимику, осанку, жесты, взгляд. Это происходит неосознанно, но после этого ваш «ум» оценивают через призму уже сформированной оценки.

Если вам однажды покажется, что при всей убедительности аргументов спикер не вызывает вашего доверия, обратите внимание на его внешний вид и манеры – возможно, одежда не кажется одеждой успешного человека, тогда как он учит быть успешным, а жесты не походят на жесты уверенного в себе человека, а он позиционирует себя как уверенный. Подсознание подскажет, если спикер не соответствует выбранной роли или тому, в чем пытается убедить нас. Как видим, подсознательная оценка приносит пользу зрителю.

Для спикеров это информация к размышлению – скорее всего не стоит вводить слушателей в заблуждение: выступая перед публикой, лучше соответствовать самому себе.

Дресс-код

Если «встречают по одежке», то нужно уделить внимание своему гардеробу. Что стоит учесть? Можно одеться красиво, но не получить доверия, поскольку публика доверяет тем, кто похож на нее. Если зрители подсознательно определяют спикера «своим», они прислушаются к нему.

Уточните, перед какой аудиторией собираетесь выступать, и постарайтесь соответствовать стереотипам этой аудитории. Само собой, нужно также соответствовать теме и месту выступления.

На одежде ваш визуальный имидж не заканчивается, крайне важно ваше эмоциональное послание публике.

Эмоциональное послание публике

Если мы стоим перед публикой, независимо от нашего решения или желания, мы отправляем ей эмоциональный сигнал, в котором сообщаем о нашем состоянии, отношении к слушателям и к себе самому. Этот сигнал содержит в себе намного больше, чем все сказанные слова, и часто даже больше, чем бы хотелось спикеру.

Самое важное – эмоциональный сигнал должен гармонировать со словами. Фальшь будет распознана обязательно.

Чтобы понять, насколько заметно несоответствие, попытайтесь вспомнить случаи, которые с вами скорей всего случались:

  • Продавец усиленно хвалит свой товар, но в голосе заметна неуверенность.
  • Секретарь в компании говорит, что рада видеть вас, но вы замечаете в ее глазах усталость и скуку.
  • Ребенок говорит, что в школе все хорошо, а в глазах – испуг.
  • Девушка на вопрос «Что случилось» говорит «Ничего!», но по выражению лица видно, что сейчас будет непростой разговор.
Слова то мы слышим нужные, но они почему-то нас не успокаивают, наоборот – вызывают беспокойство. Это связано с несоответствующим реальности эмоциональным посланием.

Как правильно подобрать послание? Не нужно казаться кем-то другим, но важно пребывать в состоянии позитива, теплоты, подъема, радости, уверенности. Обратитесь к людям с положительными эмоциями. Для этого попытайтесь войти в состояние, в котором вы уже были в своей жизни. Это требует тренировок.

Наше эмоциональное послание сообщает зрителям о нас, о них и о теме выступления. О себе нужно сообщить, что мы уверенны и полны энергии. О собравшихся – что мы испытываем к ним симпатию. О теме выступления – что она важна для нас.

Не всегда стоит демонстрировать слушателям позитив. Есть другие эмоции, способствующие убеждению публики. Самое главное для спикера – убедить. Помимо радости можно транслировать восхищение, уверенность, а в определенных фрагментах выступления – презрение, страх и грусть. Для максимального воздействия используется гнев – эмоция, которой часто пользуются политики. Все эти эмоции нужно применять дозированно и к месту, однако всеми нужно владеть и все нужно тренировать, развивая свое ораторское искусство.

Зрители могут забыть сказанные вами слова, но не забудут то, что почувствовали во время вашего выступления. Научитесь «заражать» публику нужными эмоциями.

Как держаться на сцене

От позы тоже зависит первое впечатление. Успокаивает зрителей и вызывает доверие открытая поза – прямая спина, не сомкнутые руки, опущенные плечи, приподнятый подбородок. Такая поза говорит об открытости, энтузиазме, уверенности и искренности.

У всех хороших ораторов можно отметить активную жестикуляцию. Не оставляйте руки безвольно висеть вдоль тела, меняйте их положение, не держите постоянно в одном состоянии.

Жесты делят на коммуникационные и иллюстрирующие. Первые помогают нам общаться с публикой, вторые призваны помочь аудитории создавать в своем воображении яркие картинки во время нашего выступления.

Что требуется от жестов, чтобы расположить к себе аудиторию и легко убеждать ее в своих идеях?

Открытость. Не зря в детстве нас учили не «тыкать» пальцем. Это закрытый жест, он демонстрирует пренебрежение к собеседнику. Более привлекательной собеседнику покажется наша открытая ладонь – ее можно использовать вместо пальца, и это будет восприниматься совсем иначе.

Открытая ладонь продемонстрирует зрителю искренность, открытость, отсутствие желания что-либо скрывать, а это создает хороший эмоциональный фон, способствующий доверию на подсознательном уровне.

Симметрия. Об этом не все знают, но когда спикер использует одну руку для жеста, а вторую прячет за спину, в карман или оставляет без дела, на подсознательном уровне это воспринимается как желание что-то скрыть. Фокусники часто пользуются этим приемом именно для цели отвлечь внимание.

Наша задача – продемонстрировать своими жестами открытость и искренность. Хотите искренне продемонстрировать собравшимся, что полностью открыты и вам можно доверять – используйте обе руки.

Кроме того, природа создала все симметричным, это воспринимается нами как правильное, красивое, более естественное, которому можно доверять.

Завершенность. Каждое движение надо оформить в понятное и завершенное действие, иначе жесты будут восприниматься как случайные и хаотичные, что раздражает и не вызывает доверия к спикеру. У каждого жеста есть начало и конец, каждое движение завершено. Это лишит публику волнения и подсознательной тревоги. Если показываете что-то на доске, укажите на изображение рукой, зафиксируйте свой жест на несколько мгновений, сделайте его понятным, четким и осмысленным. Это вызывает доверие и демонстрирует вашу уверенность.

Разнообразие. Даже продуманный и точный жест надоест, если вы будете использовать постоянно только его. Будьте разнообразнее, иначе станете скучным для аудитории, будете походить на робота, которым сначала восхищаешься, а потом это приедается и даже вызывает раздражение. Бывает непросто отучиться использовать однотипные жесты, однако любую ненужную привычку можно побороть. Лучше, конечно, сразу привыкать использовать жесты правильно. Если вы только в начале пути – вам повезло, эти советы, предложенные в книге «Код убеждения», позволяют учесть на старте то, что не учли поначалу даже известные спикеры. Кроме того, разнообразие жестов позволяет удерживать внимание слушателей.

«Размер» жестов. Чем шире помещение – тем больше может быть широта ваших жестов. Слишком широкие жесты в маленькой аудитории неуместны. Высота жестов влияет на энергетику – старайтесь не переусердствовать. Комфортнее всего аудиторией воспринимаются жесты спикера на уровне груди.

Чем сильнее ваше эмоциональное послание – тем выше руки можно поднимать во время жестикуляции. Ниже груди руки опускать не стоит – это может расфокусировать внимание собравшихся.

Соответствие. Жесты не должны ссориться со сказанным. Это все равно что говорить «Смотрите направо» и показывать налево. Слушатели растеряются – не будут понимать, чему верить, жестам или словам, и точно перестанут доверять спикеру, им на подсознательном уровне покажется, что их пытаются ввести в заблуждение.

Сбивают с толку и жесты-паразиты: привычка поправлять волосы или очки, другие неосознанные движения отвлекают от темы – ведь зритель следит за каждым жестом спикера. Кстати, такие жесты тоже несут свое послание – неуверенность спикера.

Энергия. Спикер, активно использующий жесты, всегда воспринимается как более сильный по сравнению с человеком, который только говорит.

Динамика. Жесты помогают увлекать зрителей внутренними картинками, создаваемыми спикером с помощью жестов и своих рассказов. Это не дает им заскучать. Всегда интереснее смотреть фильм, чем слушать радио.

Внимание. Динамические объекты привлекают больше внимания. Важно быть для зрителей не статичным объектом, больше двигаться, иначе они начнут развлекать себя сами – смотреть в телефоны или на соседей.

Доверие. Пожалуй, самое главное, что важно донести с помощью жестов, – продемонстрировать нашу открытость и вызвать в ответ доверие.

Первая задача спикера – установить доверие с публикой. Пока этого нет, вряд ли удастся убедить людей в своих идеях.

Почти все в мире можно передать с помощью жестов и языка тела. Именно этим инструментом следует пользоваться, чтобы создать хорошее первое впечатление, от которого будет зависеть успех выступления.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение