Научиться убеждать поможет «Пирамида логических уровней», разработанная американским ученым Робертом Дилтсом. Она иллюстрирует то, как человек осознает свой опыт.
Пирамида включает в себя пять уровней, влияющих друг на друга:
- Первый уровень – окружение. Ответ на вопрос: кто вокруг? Все, что нас окружает, оказывает на нас влияние.
- Второй уровень – поведение. Ответ на вопрос: что происходит? Действия, совершаемые нами и окружающими.
- Третий уровень – стратегия. Ответ на вопрос: как? Какие цепочки действий приводят человека к поставленной цели.
- Четвертый уровень – ценности. Ответ на вопрос: что важно? Что важно и ценно мне в этом мире. В зависимости от ценностей мы выбираем стратегии и ставим цели.
- Пятый уровень – идентичность. Ответ на вопрос: кто? Самым трудным бывает ответить на вопрос: кто я? Ответ на этот вопрос обычно находят, сравнивая себя с системами большего масштаба – семья, команда, страна, сообщество.
Какое отношение имеет все это к способности влиять на слушателя? Вся эта пирамида – своего рода фильтры: пройдя через каждый, спикер способен убедить.
Чтобы убедить, нужно «достучаться» до слушателя.
Слушатель воспринимает спикера через три канала:
визуальный, звуковой и информационный. Визуальный забирает на себя 60% внимания. Это одежда, поза, жесты, взгляд, динамика.
Звуковой фокусирует на себе 30% внимания. Это интонация, громкость, скорость, смысловые паузы, дикция, слова или звуки паразиты.
На информационный канал приходится всего 10% внимания. Но не стоит принимать решение, что достаточно сосредоточиться на первых двух каналах. Информация оказывает на слушателя более глубокое воздействие в качества инструмента убеждения на более высоких уровнях пирамиды.
На каждом уровне рассмотренной пирамиды – свои инструменты убеждения.
На первом уровне, уровне окружения, чтобы убедить аудиторию, спикеру нужно соответствовать ожиданиям собравшихся и формату мероприятия своим внешним видом. Аудитория должна понять, кто перед ней, идентифицировать человека на сцене и настроиться на восприятие. Если на этом уровне соответствие ожиданиям не произойдет – убеждать будет крайне трудно. Аудитория не станет слушать того, кто ей непонятен.
На втором уровне – поведение – важно убедить аудиторию, что спикеру стоит доверять и что он приятен и полезен. Выступающий, чтобы получить «пропуск» на этом уровне, демонстрирует открытую уверенную позу, использует приятную визуальную жестикуляцию, отправляет в зал соответствующую контексту энергетику. На этом уровне важную роль играет речь, динамика, перемещение по сцене.
Третий уровень – уровень стратегии – это убеждение слушателя в открывающихся перед ним возможностях, способностях и выгодах, убеждение в том, что тема выступления свежа и актуальна. Это уровень мотивации.
Уровень ценности требует попасть аргументами и предложениями в ценности слушателя. Речь идет о ценностях разных уровней – общечеловеческие, профессиональные, личные.
На уровне идентичности важно выстроить взаимоотношения с аудиторией. Спикер идентифицирует себя с группой, перед которой он выступает. Важно то, как он задает вопросы и как отвечает на вопросы слушателя, как вовлекает аудиторию и на что направлен его фокус внимания.
Если у спикера нет информации, каковы ценности и цели слушателей, он может спросить их об этом – этим он направит фокус внимания на них и начнет с ними взаимодействие.
Теперь давайте вспомним, что каналы, забирающие на себя почти все внимание слушателя – визуальный и звуковой – действуют только на первых уровнях убеждения. Однако после того, как спикера через эти уровни «пропустят» к своему вниманию, ему нужно будет демонстрировать суть, и тут уже понадобится качество информации.
Готовясь, задайте себе вопросы:
- Задана ли выступлению четкая структура?
- Легко ли будет слушателям понять, что мы пытаемся им донести?
- Актуализирована ли тема выступления для слушателя?
- Учтены ли инструменты и способы привлечения внимания?
- Поделена ли речь на смысловые блоки?
- Учтена ли мотивация слушателей?
- Продуманы ли веские аргументы, защищающие основную идею?
- Понятна ли слушателям терминология?
Вспомним три кита убедительного выступления: форма, содержание, взаимодействие. Они убеждают зрителя на уровнях пирамиды убеждения: сначала внешним видом, потом тематикой и содержимым, и на самом высоком уровне – взаимодействием. Невозможно убедить, перепрыгнув через один из уровней. Представьте пропасть – редко кто перепрыгнет через нее, разве что кто-то, владеющий сверхспособностями.
Главное правило убедительного выступления перед публикой – учет каждого уровня убеждения и тщательная подготовка к выступлению.