В основе мотивации 2.0 лежат две простые идеи:
- Закрепить желаемое поведение можно путем поощрений.
- Избавиться от нежелательного поведения можно путем применения карательных мер.
Получается, теперь все это не работает?
Научные исследования показали, что даже базовое вознаграждение неэффективно с точки зрения повышения производительности и эффективности. Художники, которые в ходе эксперимента создавали свои произведения за деньги и для удовольствия, во втором случае создали картины, получившие более высокие оценки.
Оплату и поощрения с точки зрения производительности и эффективности ученые сравнивают с медицинскими препаратами, которые, справляясь с основной проблемой, дают побочные эффекты, иногда даже сравнивают с наркотиками, вызывающими зависимость. В целом похоже: когда к этому привыкаешь, хочется увеличивать дозу, а текущую воспринимаешь как данность. Все прочие «прелести» наркотиков тоже вполне подходят к концепции заработной платы.
Но не можем же мы отказаться от оплаты труда только потому, что метод кнута и пряника плохо работает? У метода, правда, есть ряд недостатков:
- Внутренняя мотивация постепенно угасает.
- Эффективность со временем снижается.
- Подавляется творческий потенциал.
- Вытесняется хорошее поведение.
- Поощряется мошенничество, неэтичные поступки в рамках стремления к поиску легкого пути к поощрению.
- Появляется привыкание.
- Развивается однобокое застойное мышление.
- Прививается конформное поведение.
Такая система подходит при рутинной работе, которая со временем будет заменяться роботами, хотя пока что рутинных задач человеку хватает. Пока еще рутина не автоматизирована и не роботизирована, премии дают нужный эффект: чем выше поощрение, тем выше продуктивность. Не спешите отказываться от стандартного метода поощрения, когда процесс требует только механических навыков и исключает творческий подход.
Даже в компаниях, где люди занимаются творческой работой, бывают рутинные задачи. Как мотивировать сотрудников на выполнение таких задач?
К примеру, дизайнерская компания нуждается в рассылке писем большому количеству адресатов, и обстоятельства сложились так, что выполнить задачу нужно своими силами. Задача усложняется тем, что сделать это нужно на выходных.
Как бы вы решали такую задачу?
Кнут вряд ли будет эффективным. Сотрудников можно заставить выйти на работу, но так вы потеряете лояльность, а некоторые могут даже уволиться. Нужно думать над поощрениями. Можно предложить оплату, премию по результатам работы. Можно выбрать более мотивирующий вариант – пообещать по результату устроить корпоративное мероприятие.
Какие есть еще варианты? Можно объяснить, зачем это нужно, какое место занимает эта срочная задача в общей цели и почему важно сделать это вовремя, можно посочувствовать участникам, признав, что им предстоит скучная работа, можно поделиться с сотрудниками целью и предложить самостоятельно выбрать способ ее достижения, предоставив полную свободу действий. Это значительно повысит результат.
Все эти подходы применяются для решения скучных и однообразных задач. Но если их применять к людям творческих профессий, можно получить отрицательный результат.
Наверное, вы заинтригованы и ждете, что же предложил автор? Он предлагает вообще отказаться от стимулирования или максимально снизить его роль, сосредоточившись на другом типе мотивации –
целеустремленности, мастерстве и самостоятельности. Прежде всего понадобится мотивационная атмосфера в компании. Сосредотачивайте внимание сотрудников на большой цели и не пытайтесь навязывать им инструкцию по ее достижению. Они сами поймут, что необходимо разослать письма адресатам и договорятся, как это сделать, или, вполне возможно, найдут более креативный способ достижения той же цели. По результатам можно устроить корпоративную вечеринку, чтобы отметить окончание трудного участка или достижение цели. Вместо «если, то», применяйте схему «вот теперь, когда».
Важно учитывать:
- Не забывайте о нематериальных поощрениях. Лучше положительные отзывы и публичная похвала, чем подарки и денежные призы.
- Дайте сотрудникам больше данных. Не забудьте поделиться всей необходимой информацией, не скрывайте от них всех деталей, доверяйте им. Они сами поймут важность деталей в достижении масштабной цели, давайте больше конкретики. Не думайте, что им будет достаточно услышать «вы сделали все, как я хотел».