БЛОГ

Главные страхи спикера и их преодоление

Лидерство
Время на чтение: 10 минут

Выходя на сцену, спикер помнит, что самое главное в выступлении – убедить слушателей в своей идее. Но что если не получится? Страх перед выступлением присутствует даже у опытных, но он поддается управлению с помощью несложных техник.
Спикер боится, что его не будут слушать, что он будет не понят, что его будут оценивать, а его основной посыл не будет донесен, что он начнет теряться, сбиваться и забывать свою речь. В одном из материалов мы уже рассматривали, как избавиться от каждого из названных страхов оратора, а сейчас рассмотрим приемы, повышающие вашу уверенность, когда вы уже на сцене.

Вызывайте доверие

Если в зале доверяют спикеру – его будут оправдывать и оберегать выступление от срыва и провокаций. С публикой, которая доверяет, ничего не страшно. А вызвать доверие очень просто. Смотрите на людей во время разговора. Это даст им сигнал, что вы с ними и вы уверены в себе. Человек, прячущий глаза, «расшифровывается» как обманщик, скрывающий недобрые намерения, а открытый – воспринимается как уверенный и искренний. Этот механизм работает при любом общении, в ходе переговоров, на сцене в ходе публичного выступления.

Если зрительный контакт отсутствует, спикер воспринимается, как безразличный к залу. Не удивительно, что зал не собирается отвечать ему доверием. Зал может даже отказать такому спикеру во внимании. Хотите от аудитории доверия и внимания – продемонстрируйте это: смотрите на людей открыто и не прячьте взгляд.

Как долго можно смотреть на одного зрителя? «До отклика», пока не убедимся, что контакт установлен. На вас посмотрели, отлично, можно переводить взгляд. Не останавливайте взгляд надолго после установки контакта – это может вызвать дискомфорт.

Делайте паузы

Пауза – верный союзник спикера, если правильно ею пользоваться. Паузы помогают подчеркнуть ключевую мысль, привлечь внимание, дать слушателям передышку для обдумывания сказанного, а спикеру время для подготовки следующей фразы.

Важно делать смысловые, а не неловкие паузы. Смысловые паузы подчеркивают смысл и важность следующей фразы, а неловкие показывают зрителям, что спикер забыл, что говорить дальше. Умело пользуясь паузами, можно держать внимание зала и усиливать интригу, увеличивая эмоциональное воздействие.

Насколько важна дикция

Не все осознают, насколько важна хорошая дикция спикера. Мы сосредотачиваемся на информации, которую нужно донести до слушателя, следим за структурой нашего выступления, за своевременным появлением иллюстраций и разных наглядных элементов, потому что понимаем, что любой сбой приведет к потере внимания слушателей и привлечет все те страхи, которых мы так боялись. Во время выступления действительно есть определенный риск сбиться, что-то забыть или что-то перепутать. Однако если у вас хорошая дикция, вы обеспечите достаточный комфорт зрителям, что позволит заручиться их лояльностью даже в случаях технических заминок.

Если спикер идет по плану и не сбивается, но у него плохая дикция, вряд ли его выступление хорошо воспримут. Каждое плохо произнесенное спикером слово воспринимается мозгом зрителей как препятствие, доставляет им дискомфорт. Вряд ли они захотят еще раз прийти на выступление этого человека, независимо от важности темы и широты его знаний. Дискомфорт вызывает плохое произношение, но то же самое касается также грамматических ошибок и опечаток в соцсетях.

Чтобы понять, насколько неудобно воспринимать спикера с плохой дикцией, представьте поездку по неровной ухабистой дороге: несмотря на красоту вокруг, удовольствия от путешествия вы не получите. Плохая речь спикера – как разбитая дорога для людей, которые любят наслаждаться путешествиями.

Как готовиться к выступлению

Чтобы вызывать доверие, держать внимание и быть комфортным для слушателей, и при любых помехах не терять эти характеристики выступления, нужно готовиться.

Что именно важно учесть при подготовке, чтобы обеспечить все это? Есть несколько простейших шагов, доступных каждому. От вас требуется только старательность и выделенное на подготовку время. Оно стоит того, поскольку гарантирует, что вы не станете объектом насмешек и не попадете в неловкое положение. Советы могут показаться примитивными, зато они исполнимы и рабочие на все 100%.

Несколько раз прочитайте текст заранее

Перед тем как выходить на сцену много раз прочтите текст, проверьте информацию, вникните в суть. Спикеру важно понимать, что он говорит, даже если текст для него подготовили другие. Читайте текст вслух, убедитесь, что все произносимые слова хорошо воспринимаются на слух. Отметьте, какие фразы необходимо произнести особенно аккуратно, отработайте их более тщательно, иначе перед публикой в волнении можно запнуться или неправильно прочесть важные фамилии или названия.

Выделите ключевые мысли, расставьте акценты

Сделайте в тексте пометки, отметьте основные мысли, на которых нужно сосредоточить внимание. Выделите необходимые смысловые и эмоциональные акценты, отметьте, какие фрагменты нужно прочесть тише, какие громче, где замедлить темп, а где ускорить. Прочтите текст, регулируя звучание.

Добавьте где нужно вопросы к аудитории, примеры, цитаты. Читая, обращайте внимание на знаки препинания в тексте. Разделяйте текст на смысловые блоки. Каждую новую мысль пишите в тексте с новой строки и разделяйте при чтении паузами.

После запятой не забывайте выдерживать паузу, а после точки, восклицательного и вопросительного знака делайте более длинные паузы. После троеточия пауза еще длиннее. На восклицательном знаке, знаке вопроса и при запятой и тире – интонация вверх, после точки – вниз.

Следите за зрительным контактом

Тренируясь, помните, что всегда необходимо поддерживать зрительный контакт со слушателями, даже при чтении текста.

Поднять глаза можно в конце фразы. Обязательно смотреть в зал, задавая вопрос. После произнесения ключевых слов, необходимо посмотреть на зрителей. У собравшихся не должно сложиться мнение, что вы существуете сами по себе, а они сами по себе.

Тренируйтесь читать любые тексты, оживляя их, делая интересными за счет дикции и используя перечисленные выше приемы.

Самопрезентация

Если вы выходите к публике и общаетесь со сцены или планируете сообщить что-то перед определенным количеством людей, всегда будьте готовы самопрезентовать себя. Подготовьте и выучите «разговор в лифте» на 30 секунд. Понятие «разговор в лифте» или «коридорный разговор» обозначает очень краткую самопрезентацию важному человеку, например, главному боссу компании, если повезет встретиться с ним в лифте или в коридоре. Изложить самое важное о себе нужно, пока вы не разойдетесь по своим направлениям в коридоре или пока движется лифт. Как подготовить такую презентацию?

Ответьте на вопросы:

  • Кто вы: имя, должность или позиция, роль – одним предложением.
  • Что вы делаете: основные направления вашей работы – одним предложением.
  • Для кого вы это делаете: расскажите, чьи проблемы вы умеете решать с помощью вашей деятельности.
  • Почему вы: чем вы отличаетесь от других представителей своей области.
Если вы представляете свою компанию, подготовьте ответы на те же вопросы, только о вашей компании.

Самое главное

Помимо работы с текстом, нужно ответить себе на несколько важных вопросов.

Какова моя цель? Зачем я буду выступать и какого результата жду? Самое главное – достижение цели, а чтобы это произошло, цель должна быть поставлена. Основная цель при выступлении обычно изменения в картине мира слушателей. Хорошо, если они уйдут немного другими после встречи с вами. Среди целей может быть также достижение определенной бизнес-цели, связанной с интересами компании, получение заказов или голосов избирателей.

Кто моя аудитория? Об аудитории важно знать следующее: количество, гендерный состав, средний возраст, социальный статус, имеющиеся знания по теме, табу, ценности.

Чего ждут от меня мои слушатели? Каким хотят видеть спикера, какие манеры спикера покажутся приемлемыми, каков уровень информации покажется уместным? Интересно также задуматься над вопросом, что с точки зрения слушателя должно быть результатом вашего выступления.

Кто моя целевая аудитория? Когда готовишь речь, важно представлять ее адресата. Целевой аудиторией называют некий сборный образ слушателя, который бы воплощал основные характеристики людей, собравшихся в зале. Если вы придумаете своего персонажа – целевого зрителя, готовиться будет намного легче. Можно его даже назвать и нарисовать в своем воображении. Сколько ему лет? Какой он? Как вы относитесь к таким людям, что бы хотели им донести, чем поделиться? Где он работает, какой у него доход, чем увлекается, что ему интересно, что он любит, а что не признает. Придумав этот образ, вы будете знать, что он находится в зале и вы подготовили свое выступление для него.

Это ему вы будете рассказывать о себе вначале, для него будете приводить аргументы, которые он по вашему предположению воспримет, с ним поделитесь важной для него информацией.

Где я буду выступать? Каковы размеры аудитории, зала, в рамках какого мероприятия будет ваше выступление – все это важно и все это нужно выяснить перед подготовкой речи.

Формат выступления. Что это будет? Лекция, презентация, мотивационная речь? К каждому формату разная подготовка, а сам формат зависит от цели. Важно также знать длительность выступления.

Какова ключевая мысль выступления? Все строится вокруг ключевой мысли. Как ее донести? Отвечая на этот вопрос, можно начинать строить структуру своей речи.

Помощь друга

При подготовке вам здорово помогут друзья, близкие, члены семьи. Советуйтесь, просите оценить ваши репетиции, и, конечно, не обижайтесь на критику и прислушивайтесь к рекомендациям. Постарайтесь добиться, чтобы выступление понравилось вашей «фокус-группе». Если что-то не нравится, но непонятно что, смело проводите с друзьями мозговой штурм и пытайтесь найти идею. Если несколько раз выступить с определенной темой перед зрителями, на сцене волнения будет намного меньше.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение