БЛОГ

Демонстрируем улучшенную версию себя и терпим фиаско…

Лидерство
Время на чтение: 10 минут

Быстро привыкнуть к публичным выступлениям мало кому удается. Но чем больше выступлений – тем меньше волнения. Как избежать ошибок и как стать отличным оратором?
Практикуйтесь часто и как только выдается возможность – это и произнесение тостов, и участие в совещаниях, и посещение тренингов по ораторскому искусству.

Идеи по развитию ораторского искусства

Где тренироваться? Как можно подготовиться к выступлению для большой аудитории, если нас редко окружает огромное количество человек? Вот одна из идей. Если вы находитесь на лекции известного спикера, к которому пришло огромное количество слушателей, задайте ему вопрос. Встаньте и громко, так, чтобы вас все слышали, задайте свой вопрос из зала. Постарайтесь, чтобы на вас обратили внимание, чтобы ваш вопрос был интересен и публике, и спикеру.

С каждым таким мини-выступлением ваша уверенность будет все выше, вы будете испытывать все меньше страха несмотря на то, что даже не выходили на сцену.

Если вы уже на сцене, убедите себя, что слушатели вам приятны и симпатичны: перед приятными людьми выступать легче, чем перед людьми, вызывающих у вас чувство страха.

Есть советы, которые невозможно или очень трудно исполнить. Например, не бояться. Бояться – естественно. Не боится безумец, но мы же не к этому стремимся? Относитесь к состоянию волнения перед публичным выступлением, как к норме, однако научитесь управлять своим страхом. Самое главное – не позволить страху управлять нами. Что может быть сильнее страха? Позитивный настрой. Постарайтесь установить его, и страх начнет отступать.

Главные страхи спикера

Кстати, чего мы боимся, стоя на сцене?

Важно выяснить, с какими страхами нам придется бороться, ведь осознание – это первый шаг на пути преодоления преграды.

Страх 1. Негативная реакция

Страшный сон спикера – выкрики из зала, непроницаемые лица, недовольные выражения. Как справиться со страхом? Найти лояльных слушателей и сосредоточиться на них. Где таких найти? Пусть это будут даже ваши друзья, родственники, хотя в каждой аудитории можно найти людей, которые вам симпатизируют, и сфокусироваться на таких.

Страх 2. Не удастся донести суть выступления

Аудитория может не понять основную мысль – это было бы неприятно. Чтобы подобного не случилось – готовьтесь тщательно, тестируйте свою речь на знакомых. Если сильно сомневаетесь, попробуйте проверить на знакомых, с которыми вы не очень близки и которые мало знают о том, что вы рассказываете людям со сцены. Прежде чем готовиться к выступлению, узнайте больше о своей аудитории.

Важно осознать: результат будет в любом случае – успех или опыт. Это не последнее выступление в вашей карьере, возможно, полученный опыт поможет сделать прорывные выводы.

Томас Эдисон, прежде чем изобрести лампочку, сделал множество попыток, но не считал, что терпел поражение. Вот вам пример позитивного подхода. Он сказал, что просто нашел 10 000 неработающих способов.

Страх 3. Получится несвязная речь

А что, если я запутаюсь в своих мыслях и провалю все выступление? Как подобное предотвратить? Прописать структуру и хорошо отрепетировать выступление.

Страх 4. Забуду материал

От волнения, наверное, можно все забыть даже при хорошей подготовке. Это можно предотвратить, подготовив карточки или слайды, содержащие основные разделы или тезисы. Они помогут вспомнить материал.

Страх 5. Зрители начнут задавать неудобные вопросы

Что, если на вопрос не найдется ответа? Есть два способа решения, использовать можно оба. Первое – предварительно продумать возможные неудобные вопросы и найти на них ответы, второе – огласить регламент, по которому вопросы можно задать только в конце: так вы не будете подвергать свое выступление риску растеряться или сбиться при ответе на вопросы. В будущем, когда вы станете опытным оратором, желательно отвечать на вопросы, когда бы они ни были заданы. Активность и обратную связь нужно поощрять.

Страх 6. Меня все будут оценивать

Страшно получить не сильно лестную оценку. Развеять этот страх поможет оценка самого себя. При подготовке записывайте себя и давайте себе честную оценку. Примите решение, где нужно себя дотянуть до желаемого, где замечены «зоны роста». Если ваша оценка была честной – то волноваться не стоит.

Если разобрать каждый названный пункт, вполне можно заменить абстрактный страх четкими выявленными проблемами, которые важно решить до того, как вы предстанете перед публикой. Помните, как серьезно относился к выступлениям Уинстон Черчилль? Он несколько месяцев занимался упражнениями на исправление речевого дефекта, поскольку то, как публика понимает речь спикера, – крайне важно. Просто бояться – бессмысленно, а найти недочеты, с которыми надо поработать, пожалуй, самый верный путь для желающих достигать успехов в ораторском искусстве.

Главное, что должно помогать вам стараться справиться с каждым из пунктов, это знание, что основная задача выступления – донести до слушателей вашу идею, в чем-то убедить. А убедить, волнуясь, не получится.

Есть правило преодоления страха перед выступлением. Оно называется правилом слона.

Невозможно съесть слона целиком? Съешьте его по кусочкам!

Решите вопрос волнения по частям, одно за другим, разобрав свой страх на составляющие.

Уверенность оратора

Страхи оратора передаются аудитории – люди тоже начинают чувствовать себя неловко и, конечно, не верят сказанному, чувствуя подвох. Ведь в жизни люди волнуются, когда врут, не договаривают, или когда неправы. И наоборот, уверенный оратор – успокаивает и вызывает доверие, даже если логикой и можно было бы поймать несоответствие в речи оратора.

Из чего же состоит уверенность оратора: Из четырех составляющих:

  • Естественность.
  • Эмоциональность.
  • Компетентность.
  • Юмор.
Наверняка вам приходилось замечать, как меняются некоторые люди перед камерами. Сразу появляется другое выражение лица, неестественные «презентационные» позы. Включается так называемая «улучшенная версия себя» – более презентабельная с точки зрения самого человека, но более фальшивая для окружающих. Выходя на сцену, мы иногда демонстрируем улучшенную версию себя, и терпим фиаско – нам не верят!

Людям не нравится, когда их держат за дураков – неправда и показные жесты заметны, они режут глаз и не способствуют доверию и убеждению. Тщательная подготовка, включая запись себя на камеру, подскажет вам, с чем следует поработать. Однако, на сцене нужно быть самим собой. Если вам не нравится то, что вы видите на видеозаписи, – работайте над оригиналом, над самими собой, и постарайтесь принять себя, не пытаться казаться другим человеком.

Естественность на сцене приходит постепенно:

  • Сначала мы не знаем, что не умеем выступать, поскольку раньше не выступали.
  • Уже была попытка выступления, и мы поняли, что не умеем правильно и эффективно выступать.
  • Мы уже изучили теорию, знаем, как нужно выступать, но не проверили ее на практике.
  • Мы много раз применяли знания на практике, и теперь получили навык выступления.
Все эти этапы необходимо пройти, чтобы начать выступать естественно.

Сухую информацию зрителю принимать трудно, читайте об этом в статье «Как убедительно выступать перед публикой» с советами из книги «Код убеждения». Следуя дальше советам автора книги, необходимо приправлять свою речь эмоциями. Для этого спикер выстраивает «эмоциональный маршрут» своей речи. Хотите убедиться в том, что выступление должно быть эмоциональным? Вспомните лучших или ваших любимых ораторов: скорее всего, они умеют выступать, используя эмоции и влияя на эмоции публики.

Нет цены спикеру, способному рассмешить. Юмор сближает, это даже учеными доказано: когда мы вместе смеемся, между нами возникает эмоциональная связь и сокращается дистанция.

Продемонстрировать компетентность можно двумя способами:

  • Назвав в начале свои престижные должности, известные проекты, достижения. Солидное резюме уже вызывает доверие аудитории.
  • Демонстрируя знание деталей, глубины того, о чем рассказываете.
Стоит ли говорить, что выходить на сцену нужно с темами, в которых вы эксперт.

Естественная легкость на сцене обычно достигается большой работой до появления перед публикой. Балерины знают, что каждое легкое и естественное движение на сцене – это результат тяжелого труда и многочасовой отработки каждой детали.

Истинная причина волнения

Спикер больше всего боится не быть непонятым, не забыть речь или запутаться, и даже не сложных вопросов. Больше всего он боится уязвить собственное эго. Это истинная причина всех волнений. Если мы недостаточно уверены в себе, в своих идеях, с которыми мы идем к людям, нам подсознательно страшно опозориться.

Что с этим делать, если такова природа человека? Вам нужно поработать с собой, убедить себя в том, что вы стоите внимания, что ваша тема действительно важна, что она представляет ценность, а речь построена так, что способна вызвать интерес и внимание аудитории.

Ваша задача – не себя показывать, а доносить идеи так, чтобы они стали понятны. А публика уже решит, достойны ли они поддержки. Вы только инструмент трансляции важных идей.

Вам важно стать эффективным инструментом, ведь если слушателя не заинтересовать, он не услышит важного. Возможно, это получится не с первого раза, но при желании способность четко и убедительно доносить идеи обязательно будет отточена до совершенства.

Важно понимать, что вы ничего не доказываете публике, не соревнуетесь с ней. Единственный человек, кому вы должны что-то доказать, – это вы сами. Мы каждый день соревнуемся с самими собой вчерашними, каждый день важно одержать верх над самими собой.

Выступать на сцене всегда помогает искреннее желание принести пользу слушателям и лучшим образом донести подготовленный важный для слушателя материал. А готовя материал, не пытайтесь поразить публику сложностью и заумностью. Уважайте слушателей.

«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять». Квинтилиан


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение