В
продолжение темы возможных сценариев рынка труда на основе отчета
PwC – особенности «желтого мира». Знакомимся с одним из сценариев развития рынка труда на ближайшие 10 лет.
В основе желтого мира – справедливое социальное обеспечение. Рынок развивается за счет социально ориентированного предпринимательства. Этические и моральные принципы ценятся и поддерживаются.
Какие знаковые события могли бы нас ждать в желтом мире:
- 2020 год. В Европейской Комиссии выходит Директива о справедливой оплате труда.
- 2021 год. Общественность добивается, чтобы крупнейшая служба такси добавила в приложение выбор «водитель – человек».
- 2022 год. Шанхайская Фондовая биржа запретила компаниям, присутствующим в котировках, использовать сырье из зон конфликтов.
- 2025 год. Все страны ренационализировали водные и энергетические ресурсы. Последней в списке была Бразилия.
- 2030 год. По всему миру используется знак качества Made by Me, маркирующий товары, в производстве которых не использовался машинный труд.
В желтом мире каждый стремится к осмысленному труду, общество ориентировано на справедливое распределение благ, ресурсов и привилегий. Это хорошо звучит, но как этого добиться? Решение найдено в виде вмешательства государства в деятельность бизнес-структур. Покупатели и сотрудники реагируют на это своим выбором компаний.
В желтом мире у сотрудника есть все возможности самореализоваться – компании придерживаются высоких социально-этических норм, есть все условия для автономной работы.
Технологии помогли рынку труда развиваться, вывели его на международный рынок, снизили барьеры для выхода новых участников, что позволило мелким предпринимателям конкурировать в любых областях наравне с крупными игроками.
Однако не все довольны. Мелкие предприниматели стали честно конкурировать с крупными компаниями благодаря технологиям, но сами в большинстве своем не смогли принять технологические решения и автоматику, поэтому громко проявляют недовольство любыми недостатками автоматизации, которые, конечно, случаются. С наступлением автоматизации многие навыки становятся невостребованными. В связи с этим недовольство нарастает еще больше. Недовольство нарастает также от того, что власти, похоже, явно поддерживают технологическую элиту и плохо слышат остальных.
Автоматизация активно развивается, но не всегда решения совершенны. Нередко технологии опасны. Например, не все доверяют популярным так называемым невидимым технологиям автоматизации офисов на основе искусственного интеллекта.
Сотрудники чувствуют себя комфортно, свободно, могут развиваться, но не проявляют особой лояльности к работодателям. Исключительную лояльность сотрудники проявляют только к себе подобным – людям со схожими навыками и мотивами. Это способствует созданию различных объединений, гильдий рабочих, ассоциаций, общин. Такой процесс напоминает средневековье. Как и тогда, объединения создаются для защиты своих участников.
Вспомним, кстати, что в Китае гильдии долго играли первую скрипку в экономической жизни. В Древней Греции, в Римской империи ремесленные объединения охватывали все ремесла и были объектом государственной регламентации. Гильдии преследовали социальные и экономические цели. Взносы членов гильдий составляли общий фонд, средства которого распределяли нуждающимся.
Желтый мир отлично подходит для повторения такой практики. Сообщества могут объединять, поддерживать, а также обучать и развивать объединившихся.
Компанию соискатели выбирают по ценностям, а ответственность за управление людьми несут бизнес-лидеры. Управлению персоналом не уделяется большая роль, для этого компании часто привлекают аутсорсинговые компании или автоматизируют процесс. Цифровые платформы связывают сотрудника с работодателем, квалификацию – со спросом. Труд воспринимается как социальная функция, нацеленная на достижение общественного блага.
Работая в одной компании, сотрудники объединяются между собой по интересам и ценностям на базе технологических платформ. Команды или сообщества создаются при старте проекта или реализации идеи и распадаются, как только цель достигнута.
Гильдии поддерживают своих членов в стремлении быть востребованными на рынке, укрепляют их чувство принадлежности к группе с близкими интересами и целями.
Границы между домом и работой размыты, привычного трудового расписания с 9:00 до 18:00 давно нет.
Компании оцениваются с точки зрения надежности, честности, этических норм. Цель организации должна быть недвусмысленной и реализуемой. Организация производственно-сбытовой цепи должна быть прозрачной и справедливой – за нарушением следует наказание.
В желтой среде строго регламентируемы взаимоотношения правительственных и неправительственных организаций.
Теряется привязка к географии, зато остается индивидуальный подход. Справедливая оплата труда – основная идея желтого мира. Работники и работодатели равно уважают потребности и возможности друг друга. Если возникает спор – на защиту интересов сотрудника поднимается его гильдия.
В желтом мире люди обучаются на протяжении всей жизни, гильдия поддерживает их в этом, со временем предоставляя все образовательные услуги. Технологии объединяют людей, доносят важные идеи и помогают решать все важные потребности.