На какие мысли наводит описанная ситуация? Первое – это мысли об открытости,
взаимовыгодного объединения разных платформ и инициатив. Не только информации, но и готовых решений в стране много, но чтобы она стала максимально доступной и полезной, необходима практика объединения разных платформ при сохранении уникальности и пользы каждой. Кроме этого необходимы также совместные меры по привлечению внимания к подобным инициативам и их популяризации. Я уже
обращал внимание на особенности кооперации – участники рискуют размыванием бренда. Общество должно созреть для понимания важности предлагаемых решений, возможно, в ущерб собственным именам, которые станут менее заметными, когда вольются в общие решения. А пока каждая полезная инициатива будет вариться в собственном соку и пытаться самостоятельно создать весь мир, конкурируя с подобными платформами, целевая аудитория будет частично не проинформирована о каждом таком движении, частично сбита с толку их разнообразием.
Вывод – полезным инициативам нужно учиться объединяться и взаимоподдерживать друг друга, вместе заботясь о тех, для кого они создаются. Вопрос кооперации может стать еще боле острым в условиях кризиса: некоторым полезным начинаниям может банально не хватать ресурсов.
С другой стороны, стартапы, бизнес-единицы, начинающие бизнесмены тоже варятся в собственном соку, иногда не имея возможностей даже стартовать, когда могли бы получать поддержку в развитии, присоединившись к инкубаторам, акселераторам, получив наставников, тьюторов, трекеров и общий доступ к полезным решениям.
Еще одна мысль –
вопрос мотива и структуры развития. Человек, желающий развиваться, должен узнать о существовании образовательного пространства, и поставить себе задачи, которые попытается решить с помощью этой образовательной среды. Но может быть и иначе. Его может привлечь образовательная среда, которая поможет осознать ценность развития и определиться с направлением. Иными словами, человек может прийти в образовательную среду с вопросом «как решить имеющиеся задачи развития», а может прийти с вопросом «как мне развиваться».
Образовательные платформы занимаются и видимо должны заниматься приобщением граждан к идее развития, и соответственно помощью на этом пути. Причем приобщать к идее развития можно еще со школы, как показывает существующая практика, лет с 10-12.
Если образовательные платформы идут в школы, о них узнают с самого юного возраста, принимая процесс постоянного развития как естественный. Это я считаю очень важным явлением. С такими темпами изменения и таким количеством вызовов
Life-long learning – наша постоянная реальность. Учиться человек будет всю жизнь и учеба не будет привязана к месту работы, она будет выходить далеко за пределы компаний. Эта практика закрепится еще со школьного периода и будет продолжаться в течение всей жизни. Во всяком случае, так видится ближайшее будущее и такой я вижу роль развивающих платформ, играющих роль проводников для людей и компаний, которые развиваются.
Тут надо обратить внимание еще на одну интересную особенность современного мира. Несмотря на огромное разнообразие инициатив, направлений и решений, тренд на персонализацию продолжает развиваться и укрепляться. А это значит, каждый из нас живет как бы в параллельном мире по отношению к другим. Мы находимся каждый в своей информационной капсуле. В зависимости от нашей собственной информационной повестки, соцсети предлагают нам наши индивидуальные ленты новостей и предложений. Нам кажется, что «сосед», читая ту же ленту новостей, видит то же, но это не так – каждый видит свое. Это вызывает порой недопонимание между людьми, а часто – дублирование усилий и ресурсов в связи с незнанием о существующих решениях и возможностях. Каждый потребляет информацию в рамках своего информационного меню и изобретает велосипед, исходя из собственных ресурсов.
Тут остро не хватает роли интегратора. Думаю, в ближайшее время
роль интегратора возрастет: нужны сервисы, люди или роли, которые будут связывать каждую существующую среду с новыми продуктами, которые появляются в этом направлении, учить гуманитариев разбираться с техническими решениями, и наоборот, помогать соединять спрос на развитие и его реализацию, формировать потребность в развитии и связывать развитие с выгодным применением своего нового уровня.