БЛОГ

Общество будущего. Без саморазвития нет лидерства?

Лидерство
Время на чтение: 13 минут

11-13 ноября 2020 года в Москве прошел форум «Сильные идеи для нового времени», который теперь станет ежегодным. Идеи и решения образа будущего от сообщества НТИ, представленные в докладе на форуме, могут помочь вам определиться с приоритетами.
Интересные мысли об образе будущего выразили участники форума, представители сообщества НТИ (Сообщество Национальной технологической инициативы), созданного 5 лет назад. В сообщество входят представители бизнеса, науки и образования, которые проделали серьезную работу, чтобы сориентироваться, как догнать другие мировые экономики и что для этого нужно делать уже сейчас. Участники дискуссии подчеркнули, что нужно не догонять, а опережать, и обозначили перспективные направления развития бизнеса в текущих условиях, а также барьеры, с которыми приходится сталкиваться, пути преодоления трудностей и текущие тренды.

Что тормозит развитие

Без цифровизации сегодня невозможно. Это уже не завтрашнее, а сегодняшнее, и даже вчерашнее требование к развитию бизнеса и общества.

Сегодня для возможности полноценного развития и перехода в цифру, по мнению сообщества, необходимо:

  • создавать цифровые сервисы для построения индивидуальных траекторий развития,
  • разрабатывать платформы для персонализированного обучения,
  • развивать цифровое наставничество,
  • создавать AR/VR приложения для повышения доступности и качества процесса развития,
  • создавать детские акселераторы и венчурные фонды,
  • разрабатывать сервисы диагностики профессионального потенциала человека и прогнозирования карьерной ориентации,
  • развивать нейро- и психофизиологические технологии выявления и развития талантов,
  • строить платформы с узкоспециализированной диагностикой и траекториями развития и реализации потенциала,
  • искать цифровые решения для опережающей профессиональной подготовки.
Все это уже продумывается, создается и развивается. Однако некоторые обстоятельства затрудняют этот путь. В НТИ выяснили, какие.

Основные барьеры для прорыва в развитии – отсутствие проверенных и достоверных моделей оценки потенциала человека, отсутствие материально-технических условий обучения в цифровой среде (нужно стремиться к 100% покрытия населения такой возможностью), отсутствие доверия к оператору хранения цифровых персональных данных.

Ускорению капитализации человеческого потенциала препятствуют: отсутствие длительного целеполагания при краткосрочном планировании и отсутствие достаточной самомотивации для саморазвития и инвестирования в себя, а также отсутствие культуры и модели образовательного кредитования с отсроченным возвратом инвестиций и отсутствие практики инвестирования в собственное развитие.

Персонализации развития потенциала человека препятствует отсутствие проверенных и надежных моделей для мотивационного профиля.

Полноценно развивать и применять нейро- и психологические технологии и инструменты не позволяет отсутствие стандартизированных специализированных интерфейсов, а также общепризнанных подтвержденных методик использования результатов работы нейроинтерфейсов.

Как преодолевать? Через кооперацию, коммуникацию, совместную работу над разрешением возникающих трудностей.

Почему это важно? Ресурсы, которые сейчас есть, не дают достаточного результата. Россия занимает 47 место в рейтинге инноваций среди других стран. Почему это может происходить? Существуют разные фонды, акселераторы, инкубаторы, помогающие развивать технологии и инновации, однако они разрознены, не связаны между собой и взаимодействовать нужно с каждой по отдельности, дублируя активность, или останавливать свое внимание только на одной. Было бы полезно найти возможность создания единого акселератора, вовлекающего в предпринимательство молодых людей еще со школы и поддерживающего не только уже состоявшиеся и успешные бизнесы, но и начинающие проекты.

Кооперация и саморазвитие

На какие мысли наводит описанная ситуация? Первое – это мысли об открытости, взаимовыгодного объединения разных платформ и инициатив.

Не только информации, но и готовых решений в стране много, но чтобы она стала максимально доступной и полезной, необходима практика объединения разных платформ при сохранении уникальности и пользы каждой. Кроме этого необходимы также совместные меры по привлечению внимания к подобным инициативам и их популяризации. Я уже обращал внимание на особенности кооперации – участники рискуют размыванием бренда. Общество должно созреть для понимания важности предлагаемых решений, возможно, в ущерб собственным именам, которые станут менее заметными, когда вольются в общие решения. А пока каждая полезная инициатива будет вариться в собственном соку и пытаться самостоятельно создать весь мир, конкурируя с подобными платформами, целевая аудитория будет частично не проинформирована о каждом таком движении, частично сбита с толку их разнообразием.

Вывод – полезным инициативам нужно учиться объединяться и взаимоподдерживать друг друга, вместе заботясь о тех, для кого они создаются. Вопрос кооперации может стать еще боле острым в условиях кризиса: некоторым полезным начинаниям может банально не хватать ресурсов.

С другой стороны, стартапы, бизнес-единицы, начинающие бизнесмены тоже варятся в собственном соку, иногда не имея возможностей даже стартовать, когда могли бы получать поддержку в развитии, присоединившись к инкубаторам, акселераторам, получив наставников, тьюторов, трекеров и общий доступ к полезным решениям.

Еще одна мысль – вопрос мотива и структуры развития. Человек, желающий развиваться, должен узнать о существовании образовательного пространства, и поставить себе задачи, которые попытается решить с помощью этой образовательной среды. Но может быть и иначе. Его может привлечь образовательная среда, которая поможет осознать ценность развития и определиться с направлением. Иными словами, человек может прийти в образовательную среду с вопросом «как решить имеющиеся задачи развития», а может прийти с вопросом «как мне развиваться».

Образовательные платформы занимаются и видимо должны заниматься приобщением граждан к идее развития, и соответственно помощью на этом пути. Причем приобщать к идее развития можно еще со школы, как показывает существующая практика, лет с 10-12.

Если образовательные платформы идут в школы, о них узнают с самого юного возраста, принимая процесс постоянного развития как естественный. Это я считаю очень важным явлением. С такими темпами изменения и таким количеством вызовов Life-long learning – наша постоянная реальность. Учиться человек будет всю жизнь и учеба не будет привязана к месту работы, она будет выходить далеко за пределы компаний. Эта практика закрепится еще со школьного периода и будет продолжаться в течение всей жизни. Во всяком случае, так видится ближайшее будущее и такой я вижу роль развивающих платформ, играющих роль проводников для людей и компаний, которые развиваются.

Тут надо обратить внимание еще на одну интересную особенность современного мира. Несмотря на огромное разнообразие инициатив, направлений и решений, тренд на персонализацию продолжает развиваться и укрепляться. А это значит, каждый из нас живет как бы в параллельном мире по отношению к другим. Мы находимся каждый в своей информационной капсуле. В зависимости от нашей собственной информационной повестки, соцсети предлагают нам наши индивидуальные ленты новостей и предложений. Нам кажется, что «сосед», читая ту же ленту новостей, видит то же, но это не так – каждый видит свое. Это вызывает порой недопонимание между людьми, а часто – дублирование усилий и ресурсов в связи с незнанием о существующих решениях и возможностях. Каждый потребляет информацию в рамках своего информационного меню и изобретает велосипед, исходя из собственных ресурсов.

Тут остро не хватает роли интегратора. Думаю, в ближайшее время роль интегратора возрастет: нужны сервисы, люди или роли, которые будут связывать каждую существующую среду с новыми продуктами, которые появляются в этом направлении, учить гуманитариев разбираться с техническими решениями, и наоборот, помогать соединять спрос на развитие и его реализацию, формировать потребность в развитии и связывать развитие с выгодным применением своего нового уровня.

Развитие, саморазвитие и лидерство

Непрерывное обучение, Life-long learning, похоже становится новой реальностью и условием лидерства. Лидер – это прежде всего тот, который готов взять на себя ответственность за свои решения. Лидер – интегратор сам для себя: он ставит себе цели и ищет решения, возможности, интеграторов, помогающих соединить его потребности, и существующие решения. Лидер не может ждать, пока ему напишут готовую программу – он ее пишет сам или запрашивает по собственному внутреннему глубоко осознанному запросу.

Его не развивают, он развивает себя сам, причем, всю жизнь. Такова наша новая реальность. Для развития лидеров сегодня важно все, что озвучивалось экспертами в ходе обсуждаемого мероприятия: технические возможности, упрощающие построение индивидуальных траекторий развития, возможности персонализированного обучения, наставничество, приобщение к идее развития своих талантов с детства, диагностирование профессионального потенциала, цифровые решения для опережающей переподготовки.

Возрастающее количество информации приобрело таких объемов, что они стали разъединять людей, тогда как общие образовательные платформы стремятся решить вопрос объединения, предлагая при этом персонализированные программы. Нас ждут интересные времена объединения людей вокруг общих ценностей и целей, без потери уникальности каждого участника и разнообразия путей достижения целей. Если каждый человек – целый мир, который постоянно развивается и меняется, то нас ждет объединение миров на пути к достижению красивых достойных целей.

Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение