Лидеры третьего уровня отличаются властным тоном, они склонны отдавать приказы, проявлять высокомерность, не интересоваться мнением коллег. Они часто демонстрируют и озвучивают свою позицию: «Я крутой, а ты нет». Это заметно, даже если они вторую часть фразы, или всю фразу не произносит вслух.
Их стиль руководства предусматривает общение с подчиненными один на один, они не любят совместные мероприятия и планерки, не спешат делиться знаниями. Склонны нанимать на работу людей на уровень ниже – с ними проще, они готовы подчиняться.
Как убедиться, что перед вами представитель третьего уровня развития корпоративной культуры? Разговоры с глазу на глаз. А там в ход идет все, что только возможно: приказы, уговоры,
харизма, сделки, личные просьбы. Накопление информации у себя. Препятствие общения сотрудников между собой. Отсутствие открытых обсуждений – все за спиной друг у друга. «Я» вместо «Мы». Увлечение техниками и методиками повышения продуктивности.
Как перейти на четвертый уровень? Иногда никак. Для некоторых это потолок. Люди третьего уровня привыкли надеяться только на себя и им нравится оставаться в таком состоянии. Иногда происходит встряска, и они начинают осознавать важность взаимоподдержки и коллективного ума. Что может быть такой встряской? Кризис, случай, тренинг, работа с ментором. В таком случае им можно помочь перейти на четвертый уровень. Помочь им сможет:
- Стимулирование его активно взаимодействовать с коллегами.
- Высоко оценивать все, чего он добился, но дать осознать, что более высоких результатов можно достичь только в команде.
- Объяснять, что ему не помогают, потому что он возвел стену между собой и сотрудниками.
- Делиться историями перехода из третьего уровня на четвертый.
- Убеждать, что хорошие отношения важнее, чем обладание информацией.
- Побуждать к дружелюбию и сотрудничеству.
- Создавать ситуации для взаимодействия в группах.
Гордость не только за себя На четвертом уровне появляется гордость не только за себя, но я за «все племя». У лидера племени происходит прозрение – и он начинает ценить успех всей команды.
Как это прозрение происходит в реальности? Человек начинает понимать, что хочет помогать людям, им начинает двигать стремление сделать мир лучше. Человек решает стать адвокатом, чтобы защищать права людей, врачом, чтобы спасать страдающих. По сути человек, пройдя путь становления себя и поняв, что на вершине довольно одиноко, возвращается в начало пути, когда жизнь была проще и движение было вперед. Люди вспоминают свою начальную цель и обогащают ее всем тем, чему они научились, пребывая на третьем уровне.
Успешный в глазах общества человек начинает понимать, что польщенное эго – это не сам успех.
Четвертый уровень – это общие цели, обмен информацией, общие ценности, совместный поиск новых идей и их реализация, «Мы» вместо «Я», стремление членов команды помирить тех, кто ссорится. Лидер четвертого уровня в курсе взаимодействий между сотрудниками и стремится обеспечить их благополучие.
5 признаков четвертого уровня: ценности, благородная цель, результаты, активы, действия.
Составление корпоративной культуры, предполагающей общие ценности, начинается на четвертом уровне. Для внедрения корпоративной культуры должен быть готов прежде всего лидер. Ему нужно вместе с командой найти ответы на вопросы:
- Чего мы хотим? (Результаты)
- Чем мы располагаем? (Активы)
- Что следует сделать? (Действия)
Создание стратегии команды – это поиск ответов на эти вопросы, а создание эффективной стратегии требует ответа на вопросы: хватит ли ресурсов, достаточно ли активов, помогут ли действия достичь результата?