Давайте поговорим о том, какие бывают уровни управления и чем они отличаются.
Оперативный – это уровень линейных менеджеров, руководитель отдела. Они каждый день думают о том, как использовать доступные ресурсы, чтобы выполнить задачу. Как вовлекать своих сотрудников, чтобы они добивались целей. Обычно они каждый день контролируют ситуацию, используют информацию из отчетов, принимают быстрые решения. Их горизонт планирования от дня до месяца.
Тактический – как правило, это менеджеры линейных менеджеров. Они строят системы. Отвечают на вопросы: в чем наши конкурентные преимущества, что мы можем сделать, чтобы стать успешнее конкурентов? Как мы можем развиваться? Настраивают систему KPI, вознаграждения, управляют бюджетами, регулярно проводят обзоры бизнеса. Принимают тактические решения в горизонте от месяца до года.
Стратегический – главная задача таких руководителей - балансировать разные интересы, принимать финальные решения, показывать направления. Они думают масштабно: чем занимается наш бизнес, какие потребности закрываем, какие продукты делаем, в каких нишах работаем сейчас и куда двигаться дальше. Управляют директорами разных функций – как правило – это генеральные директора или президенты. Они разрабатывают и утверждают стратегию. Отвечают за P&L всей компании. Они редко находятся в моменте здесь и сейчас. Их горизонт - от года до пяти лет
На каждом из этих уровней есть свои сложности и обязательные инструменты, которые необходимо освоить, чтобы перейти на следующий. Когда я управлял командой продаж, то регулярный менеджмент, ежедневные утренние и вечерние собрания и стремление достигать результата каждый день стало многолетней привычкой. Сейчас я использую инструменты системного анализа, фасилилитирую и провожу большое количество встреч с коллегами разных функций, стран и уровней, чтобы создавать новые форматы работы и создавать условия для достижения результатов. Я все реже смотрю на отчеты и все больше задаю вопросы о том, что работает, где мы тормозим и что можно сделать по-другому. Следующий уровень стратегического управления знаком мне только в теории. С другой стороны, я очень хорошо понимаю, что для того чтобы там оказаться мне предстоит пройти еще очень большой путь.
Инструменты, которые необходимо освоить, чтобы перейти на следующий уровень:
Оперативное управление: цикл менеджмента, решение конфликтов, способность быстро принимать решения.
Тактическое управление: системное мышление, анализ, инструменты фасилитации.
Стратегическое управление: харизма, политика, перспектива, управление сквозь уровни.
Конечно, есть компетенции, необходимые любому менеджеру, независимо от того, на каком уровне он работает. Это мета-способности руководителя. Эмоциональный интеллект, эмпатия, способность слушать и слышать, понимать модели поведения разных типов людей. Пределов для развития этих способностей не существует.
Чем больше руководитель занимается развитием своей команды, тем быстрее он превращается в лидера. Главные ценности лидера – это доверие, люди и инновации. Лидер – это архитектор, а менеджер строитель. Успех лидера определяют его последователи.
Лидеры придают остальным энтузиазм и вдохновляют своей идеей, заставляют стремиться реализовать ее. Лидеры разжигают в сердцах людей желание преодолевать трудности и достигать вершин.
Наш мир так быстро меняется, что грань между менеджерами и лидерами незаметно стирается. Основное различие между менеджерами и лидерами находится в их глубинных представлениях о хаосе и порядке. Лидеры легко мирятся с недостатком упорядоченности. Менеджеры, напротив, стремятся к стабильности и контролю.
Лидеры способны разрушать общепринятые нормы, они вызывают изменения и побуждают других следовать за собой. Обычно у таких людей беспокойный ум, который заставляет постоянно стремиться к большему и совершенствовать мир вокруг. Они не боятся рисковать и считают неудачи частью процесса — рискуют снова и снова, даже если знают, что могут снова потерпеть неудачу. Лидеры не останавливаются, пока не осуществят задуманное.
Менеджеры регулярно измеряют результаты и обеспечивают рост в любой компании. Однако настоящий долгосрочный рост — это не только цифры. Речь идет о создании корпоративных ценностей и культуры компании. Питер Дрюкер говорил, культура съедает стратегию на завтрак.
Чтобы стать лидером, необходимо перейти от ориентации на цифры к ориентации на людей. Менеджер создает политики и процедуры. Лидерство — это, скорее, создание доверия и уважения и, как следствие, восприятие как человека, которому стоит следовать. Один верный способ определить, являетесь ли вы лидером, — подсчитать количество людей, которые приходят к вам за советом. А сколько людей приходят за советом к Вам?
Менеджеры способны убедить людей следовать правилам. Лидеры, с другой стороны, тренируют людей, а не принуждают их.
Лучший учитель, который у меня когда-либо был, был мой тренер по горным лыжам. Он не просто давал мне инструкции; он создавал ситуации, когда я мог безопасно совершать ошибки, чтобы мы могли их разбирать и делать каждый следующий спуск лучше, чем предидущий. Он вместе со мной волновался перед каждым новым, более сложным упражнением. Он не просто научил меня быть технически хорошим лыжником; он тренировал меня, чтобы развивать скорость моих реакций, умение концетрироваться и сохранять равновесие, когда земля уходит из под ног. После нескольких сезонов я стал не просто более сильным спортсменом: я стал лучшим человеком.
В конце концов, менеджеры больше сосредоточены на повышении эффективности. Они хотят сэкономить деньги и время. Лидеры, однако, готовы уделить время развитию людей.
В организации менеджеры не дают сотрудникам конфликтовать: они подбирают людей со сходными взглядами и представлениями в одну команду. Цель менеджера — собрать команду, которая работает слаженно, без конфликтов и незапланированных рисков. Лидер бы поступал совершенно иначе.
Лидер будет поощрять разнообразие в команде и рискнет объединить сотрудников с разными взглядами, представлениями и философией — не с целью обеспечить слаженную работу, а чтобы собрать хороший урожай разнообразных идей.
Тот же принцип действует в любой организации: когда мы, как лидеры, уделяем время, мы можем не думать, что должны развивать членов нашей команды, мы сможем делегировать более крупные и более важные задачи в будущем.
Редко один человек бывает выдающимся лидером и хорошим менеджером одновременно. Однако, когда тот и другой работают вместе – успех неизбежен.
Давайте признаем важность обеих ролей и поймем, что лидер и менеджер по отдельности не смогут работать успешно. Всегда нужен и тот, кто способен предвидеть будущее, и тот, кто может составить план по достижению этого будущего.
Эффективным лидером будет тот, кто осознаёт необходимость работать с менеджером. А хорошим менеджером будет тот, кто понимает важность роли дальновидного лидера.
Объединение усилий этих двоих позволяет создать сплоченную команду, которая будет работать ради достижения общей цели.