БЛОГ

Я ОК — ты ОК: важные аспекты развития, о которых часто забывают

Тренды корпоративного обучения
Время на чтение: 10 минут

Развитие сотрудников можно организовать по-разному. Все ли возможности вы используете? Предлагаю учесть аспекты развития, о которых часто забывают.

В статье:
Я ОК — ты ОК: важные аспекты развития, о которых часто забывают | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Я ОК — ты ОК: важные аспекты развития, о которых часто забывают | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Сотрудник не продержится на рабочем месте долго, если у него не будет возможности роста. Растет каждый сотрудник, растут команды, растут руководители и вся компания. Рост сотрудников – одна из ключевых задач HR и T&D. Какие ресурсы они для этого задействуют и какие ресурсы вообще существуют?

Начнем с того, что у разных руководителей разные взгляды на то, что такое развитие и рост. Одни воспринимают это как обучение, тренинги по hard skills и soft skills, другие приглашают в компанию психолога, коуча, организуют корпоративы, тимбилдинги, проводят стратегические сессии. Все это способствует развитию.

Какова цель развития? Ее нужно определить. Возможность привлечения лучших специалистов в области, удержание эффективных сотрудников, счастье сотрудников, ощущение сотрудниками своей важности для компании, рекомендации компании своим друзьям, инициативность? Ответы помогут сформировать систему развития сотрудников.
Развитие будет происходить и будет эффективным только в случае, если это важно для компании. Выбирая программы, учитывайте аспекты эффективности развития.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

1. Состояние потока

Если обучать и развивать сотрудников, учитывая состояние потока, – эффективность процесса возрастет в разы. Это состояние даст сотрудникам свежую энергию, мощную мотивацию, желание сделать еще больше. В состоянии потока сотрудники работают не «по инструкции», а под влиянием внутренней мотивации.

В это состояние может попасть любой сотрудник, руководитель, собственник, не только на работе, но и занимаясь любимым занятием дома. Как помочь сотрудникам развиваться в состоянии потока? Часто оно связано с грамотным балансом задач и навыков. Задачи должны быть не слишком простыми. Сложные задачи решать интереснее, это больше вовлекает. Однако, чем сложнее задача – тем больше навыков понадобится.

Если у нас много задач, а не хватает навыков их выполнить, – мы рискуем попасть в стресс от собственной некомпетентности. Если же мы получили больше навыков, чем требуется для нашей должности, мы теряем интерес к работе, у нас нет вызовов и возможности применить весь свой потенциал, это приводит к скуке и к потере интереса – какой уж там поток.

Если давать задачи, требующие усилий, и предлагать обучение, которое поможет справиться с текущими задачами, – сотрудники будут вовлечены и чаще будут работать, не замечая сложностей и всего, что происходит вокруг, – в потоке. Это будет давать новую и новую энергию, мотивировать к работе и новым знаниям еще больше. Сотрудники вряд ли захотят покинуть компанию.

Чтобы понять суть потока, вспомните случаи из своей жизни, когда перед вами возникала сложная задача, с которой вы не без труда, но все же смоги справиться. Помните свои ощущения в процессе и в результате, радость от приобретения недостающих знаний в ходе выполнения задачи? Обеспечьте такое же состояние своим сотрудникам и их развитие не будет для вас проблемой.

Чтобы понять, в чем суть «потока», прочтите сами и порекомендуйте сотрудникам книгу «Поток» (Михай Чиксентмихайи).

2. Сила наставничества

Тренд нашего времени – обучение на рабочем месте. Работа с наставником вполне соответствует новому веянию. Чтение и прослушивание нового материала и даже просмотр видео не сравнится с обучением прямо во время практики. При практических действиях мозг активизируется максимально.

В большинстве школ это не учитывается. Обычно нам рассказывают, а мы пишем конспекты. Но стоит добавить практику – и усвоение станет куда эффективнее. Прикрепите сотрудников друг к другу – предложите им роль наставников. Обучая кого-то, мы усваиваем новый материал максимально эффективно.

В роли наставника у сотрудника появляется настоящий интерес к предмету, желание углубиться в тему, усовершенствовать свои навыки.

Вспомните о такой возможности развития, когда будете продумывать адаптацию новых сотрудников. Работающие коллеги с опытом ускорят свое развитие, если введут в курс дела новеньких. Передача знаний способствует их укреплению.

3. Знания о мозге

Нейробиологи в последние годы сделали немало открытий. Чего только стоит знание о нейропластичности. Теперь мы знаем, что учиться можно в любом возрасте и всегда это может быть одинаково эффективно.

Не стоит забывать и об особенностях обучения взрослых – они эффективнее в обучении, когда сами выбирают свою программу занятий, когда могут применять новые знания сразу на практике, когда получение новых знаний происходит в процессе эксперимента или проектной деятельности. К тому же обучаться лучше в команде.

4. Life Balance

Люди сильно изменились за последние несколько десятков лет. Изменилось наше отношение к работе. Все важнее для нас становится, как мы проводим наше время, чему его посвящаем.

Человек уже не стесняется признаваться, что для него важно уделять время отношениям, физической форме, друзьям. Сотрудники не скрывают, что среди их целей успевать жить и познавать радости жизни.

Учитывайте это, планируя развитие сотрудников, создавайте для них творческую атмосферу, обеспечивайте им свободу выбора, позволяйте быть творческими, гибкими, приносить пользу. Это то, что сейчас важно для многих. Сегодня уже недостаточно просто зарабатывать деньги.

Важно учитывать, что люди не будут работать на полную мощность, если у них что-то болит, что-то не в порядке в семье, мысли заняты проблемами. Станьте для своих сотрудников второй семьей.

5. «Я ОК — Ты ОК»

Важная установка, которая многими не учитывается: «Со мной все хорошо и с тобой все хорошо». Традиционное образование исходило из другой установки: «Со мной все в порядке, а с тобой – нет». В ходе обучения нас пытались исправить, дотянуть до желаемой нормы.

Возможно, у того, кто обучает, на момент обучения больше знаний и навыков, но это только вопрос времени. «Я ОК – Ты ОК» – это коучинговая позиция, в которой заложена вера в ресурсы другого человека. Эта позиция позволяет доверять себе и тем, кого мы развиваем.

В школе все было иначе, учителя демонстрировали власть. Но если встречалось такое, что учитель действовал с позиции «Я ОК – Ты ОК», уроки проходили совсем иначе. На таких уроках вы чувствовали себя спокойно, могли свободно развиваться, не было страха ошибок.

Вспомните об этом, когда будете продумывать развитие своих сотрудников. Создавайте атмосферу безопасности, и сотрудники будут проявлять инициативу, развиваться и совершенствоваться.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

6. Успехи сотрудников

Важно не забывать закреплять полученные знания. Мы ведь их получаем не просто ради того, чтобы получать. Стремитесь к тому, чтобы полученные знания сразу применялись.

Иногда сотрудники не замечают, как применяют новые знания, и не осознают, где могли бы их применить. Сфокусируйте сотрудников на успехах, достижениях, применении полученного опыта. Развиваясь, сотрудники и команды становятся эффективнее, только не всегда способны заметить это. Подчеркните их достижения – это даст энергию для развития, добавит смелости двигаться дальше.

7. Обратная связь

Мы все точно знаем о пользе обратной связи, но иногда все и заканчивается знанием. Применяйте этот важный инструмент, чтобы вдохновлять сотрудников к развитию и совершенствованию.

Далеко не все руководители умеют давать и принимать обратную связь. Предоставляя обратную связь, старайтесь учитывать требование, позволяющие повысить ее эффективность: в течение одного сеанса обратной связи озвучивайте только одну вещь, которая удается, и только одну, которую стоит улучшить. Пример: «Ты отлично справляешься с …, будет еще лучше если ты …».

Такой подход дает высокие результаты, вдохновляет на профессиональное развитие. Фокусировка на том, что удается, а не на том, что не выходит, мотивирует гораздо лучше.

8. «Продажа»

Помните этапы продажи? Сначала войти в контакт, потом выяснить потребности, потом презентовать, после этого работать с возражениями и так далее. Продавайте своим сотрудникам их развитие по этой же схеме. Добейтесь доверия, узнайте, в чем их потребности, подберите программу, соответствующую их потребностям, и возражений не будет. Именно так и происходит с опытными мастерами продаж.

Каждому нашему сотруднику есть чем заниматься, информации вокруг предостаточно. Нужно убедить сотрудника, что подобранная программа – не зря потраченное время. Найдите аргументы, чтобы объяснить ему ценность программы. Тогда и учиться он будет более осознанно.

Развитие сотрудников должно быть интересным прежде всего для них самих. Компания, в которой развитие соответствует внутренним потребностям сотрудника, более привлекательна для соискателей, чем та, где просто больше платят.

Все эти особенности «встраивайте» в программы развития и в подбор новых сотрудников.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение