Принцип можно применять в обычной жизни, для этого необязательно прописывать и озвучивать правила. Возможно, вы уже его применяете, не отдавая себе отчета.
Иногда чье-то поведение нам не нравится, мы выходим из себя, сердимся или всем своим видом выражаем недовольство. Зачем мы это делаем? Реакция непроизвольна, а мы иногда корим себя за невольное проявление эмоций. Однако это не просто разрядка отрицательных эмоций, это еще и демонстрация неправоты собеседника с целью изменить его поведение. Наш встроенный механизм. По сути, наше поведение выполняет роль горячей плиты и направлено на исправление нарушителя.
Почему же иногда оно никого не исправляет и носит характер пустого «сотрясания воздуха», и можно ли добиться того, чтобы демонстрация недовольства приносила пользу? Чтобы надеяться на пользу, не теряйте чувства меры. Плита должна наказывать только руку. После демонстрации недовольства вернитесь к обычному поведению. Человек может не запомнить наказания, зато несправедливость запомнится надолго. Каждый из нас внутренне чувствует, когда наказание неоправданно высокое.
Может показаться, что недолгое и легкое порицание – недостаточно заметно и неспособно повлиять. Однако обычно человек воспринимает любую, даже легкую, критику, довольно болезненно.
Даже научно обоснованное наказание воспринимается как неприятность. Если вы выступаете источником неприятности, добиться конструктива с этим собеседником может быть непросто. Важно помнить об этом. Готовы ли вы выступить в роли источника наказания и окрасить ваше общение недоверием, опасениями и обидой? Есть другие методы корректировки чьего-то поведения, основанные на поощрениях.
Человеку важно знать, когда он поступает правильно и хорошо в ваших глазах, достаточно сообщать ему об этом. Если подчеркивать положительные моменты, то отрицательные начнут исчезать сами собой. При этом общение не будет подвергаться риску быть испорченным обидой, опасениями и недоверием.
Как подсознательные наказания, так и «встроенные» поощрения у большинства из нас работают сами по себе – достаточно выработать соответствующий жизненный настрой и отношение к людям.
Давайте замечать лучшее в собеседнике, хвалить как только есть повод, и у нас не будет причин для недовольства. Среди сотрудников всегда пользуются наибольшим уважением те, кто умеет держать негативные эмоции под контролем, а позитивными делится. Такие люди создают вокруг себя безопасную среду.
Важно не столько держать под контролем свои негативные эмоции, сколько научиться не испытывать их. Это реально, если придерживаться правил немецкого психолога Йенса Корссена:
- Не предпринимайте важных шагов в состоянии возбуждения. Если упрек справедлив, сделайте паузу, нормализуйте эмоции (досчитайте до десяти), после чего выражайте недовольство нейтрально и без оскорбительных выражений.
- Не выясняйте отношения в чьем-то присутствии. Мы пытаемся заручиться поддержкой еще кого-то, но это не вызовет одобрения ни у кого из участников.
- Ясно выражайте претензии. Старайтесь, чтобы ваши чувства не были восприняты как каприз. Назовите, что вас не устраивает, подскажите возможные пути выхода из ситуации.
- Трезво оценивайте поведение другого. Задумайтесь, что является источником вашего недовольства. Возможно, проблема не в другом человеке, а в вас самих.