БЛОГ

Теория великого человека

Лидерство
Время на чтение: 14 минут

В чем феномен лидерства? Ученые выясняют до сих пор. Одна из теорий лидерства – теория великого человека. В чем ее суть – разбираемся.

В статье:
Теория великого человека | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Теория великого человека | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Концепция, которая породила теорию великого человека, была очень популярна в 19 веке. Она заключалась в предположении, что самые большие изменения в мире можно объяснить влиянием великих личностей или героев.

Основоположником теории считается Томас Карлайл. Он в 1840 году прочитал серию лекций, посвященных героям и героизму, после чего опубликовал серию своих работ на ту же тему. Основной мыслью в его взглядах была роль особенного человека в истории человечества. Этого особенного человека Карлайл называл лидером. Особенность лидера – в уникальных качествах, позволяющих влиять на массы, считал он.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Почему одни люди превосходят других

Внимание автора теории привлек тот исторический факт, что в некоторых семьях умудрились воспитать сразу несколько выдающихся личностей. Согласитесь, даже сейчас для нас остается загадкой, почему произошло именно так. Особенности воспитания или гены? Если особенности воспитания, то как это повторить, а если гены, то о каких характеристиках личности идет речь.

Однако есть теоретики, которые считают, что на этот вопрос давно ответила сама теория великого человека. Теорией объясняется, что великие лидеры такими рождаются, а среда, воспитание и прочие условия неспособны ничего изменить.

Люди рождаются с теми или иными чертами характера, врожденные лидеры обладают отличительными особенностями, что и позволяет им управлять другими людьми. Эти лидеры и пишут историю.

Осталось выяснить, о каких именно характеристиках идет речь. Автор методики назвал их.

Это:

  • Интеллект.
  • Обаяние.
  • Интуиция.
  • Смелость.
  • Агрессивность.
  • Рассудительность.
  • Дар убеждения.
  • Харизма.
Это не полный перечень черт лидера. Исходя из теории, лидерству научиться невозможно, оно или есть, или нет. Зато «ген лидера» может передаваться по наследству. Великие лидеры планеты, по словам автора теории, обладали этим геном. Именно поэтому их описывали как обладающих особым божественным даром, причем они никогда не тратили времени и усилий, чтобы усовершенствовать те или иные навыки, что подчеркивает их врожденный характер.

Что-то в них физиологически отличалось от обычных людей. Успех их определялся их инстинктивным стремлением управлять людьми, поэтому они собирали вокруг себя массы, которые находили в их обществе вдохновение, поддержку, успокоение.

«Божий дар»

Исходя из теории великого человека, лидеры являлись неким «божьим даром» человечеству. Невозможно просто взять на себя роль лидера – для этого нужны врожденные качества. В древности существовало убеждение, что только короли могут управлять подданными, для этого у них есть божественное право и это право передается по наследству.

Можно сказать, что теория начала зарождаться еще у древних греков и римлян. В те времена мыслители связывали лидерство с особыми характеристиками человека.

Поскольку лидерство было трудно проанализировать, к тому же не было найдено способа научить лидерству, этот феномен наделили божественной силой.

Миф развенчан

Теория была раскритикована философом, социологом, политологом и биологом Гербертом Спенсером. Он назвал теорию примитивной, детской и ненаучной, выдвинув встречное предположение – лидеров формировала среда и порождало само общество.

Ученый писал, что формирование лидера связано с большой цепочкой сложных факторов. Однако развенчание мифа о великом человеке не заставило отказаться от идеи Карлайла, которая продолжала и продолжает учитываться при попытках постичь феномен лидерства. Учитывается, но каждый раз поддается сомнению.

Сомневаться в теории великого человека заставляет тот факт, что далеко не все лидеры обладали названным Карлайлом перечнем врожденных качеств, а наличие перечисленных качеств автоматически не делало человека лидером.

Исследователи теории смогли сойтись лишь в одном – в том, что лидерство сложное и зависит от большой совокупности факторов.

Остается для науки загадкой также вопрос, почему один лидер побеждает, а другой терпит неудачу, даже если их характеристики кажутся равными.

Поиск набора характеристик

Даже те, кто поддерживает теорию, не могут собрать перечень характеристик, свойственных врожденному лидеру. Психологи, занимаясь этим вопросом, провели огромное количество исследований, но, как оказалось, совсем мало черт объединяет всех лидеров, как и мало четких и явных зависимостей удалось выявить.

Правда, кое какие зависимости устанавливать удавалось. Ниже основные.

Часто лидеры обладают более высоким интеллектом, чем окружающие, хотя и не намного. Лидер не должен намного отрываться от интеллектуального уровня своих последователей.

Часто лидеров отличает сильное желание власти. Замечена также сильная концентрация на собственной персоне, сосредоточенность на престиже, наличие честолюбия и избыток энергии.

Лидеры также лучше адаптируются, они лучше других социально адаптированы и способны проявлять гибкость.

Лидерам часто свойственна склонность к интригам, позволяющая им долго оставаться на плаву даже при смене обстановки.

Чаще всего лидерами были высокоморальные или предельно аморальные личности.

Были попытки связать лидерство и рост человека. Чаще всего лидерами становились невысокие люди, но четкой закономерности не найдено.

Найдено очень мало свидетельств того, что харизматичность, смелось, склонность к доминированию или уверенность в себе напрямую связаны с эффективностью деятельности того или иного лидера.

Не найдя надежных закономерностей, ученые начали склоняться к мнению, что рассматривать одни только черты личности явно недостаточно, важно учитывать также ситуацию, в которой формировался лидер.

Не отказавшись от предположения о связи черт с формированием лидера, ученые начали рассматривать шансы стать лидером как связь лидерских черт и характера ситуации, в которой человеку приходилось играть лидерскую роль. Это направление мысли привело к предположению, что не обязательно быть «великим человеком», чтобы сыграть лидерскую роль при возникновении подходящей ситуации. Возможно, лидерами становятся, оказываясь в подходящем месте в подходящее время.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Некоторые особенности «теории великих людей»

Интересно, что термин «великий человек» обычно применялся к мужчинам, и прежде всего к великим лидерам в военном деле.

Ранние исследователи изучали только людей, добившихся успеха, хотя в истории есть явные лидеры, которые проиграли.

Современные исследования обращают внимание на особенности характера гениев и людей, добившихся успеха. Оказалось, что часто эти люди обладают не самым лучшим характером. К примеру, Ньютон был очень обидчивым и злопамятным, а Бетховен известен склонностью устраивать скандалы и драки.

Психологи, пытаясь найти этому объяснение, предположили, что такие черты как гнев, грусть, вспыльчивость необходимы для выполнения важных функций и помощи в выживании.

Со вспыльчивым характером часто ассоциируют также гениальность. Джефф Безос периодически демонстрирует вспышки гнева, многие лидеры Силиконовой долины вспыльчивы.

В 2009 году исследователь Маттийс Баас занялся изучением связи вспыльчивости и лидерства. Он собрал студентов-добровольцев и стал вызывать у них злость – попросил вспомнить что-то раздражающее и описать. Студенты разозлились, но немного. Второй группе предстояло погрустить. После этого две группы поучаствовали в игре, в ходе которой определялись творческие способности участников.

Исследователь предположил, что у тех, кого разозлили, будет больше идей. Разозленные участники действительно хорошо проявили себя в моменты «спонтанного новаторства» – неструктурированного мышления.

Гнев готовит организм к мобилизации ресурсов. Он сообщает мозгу, что человек в сложном положении, и дает ему силы, чтобы выбраться. За это отвечает адреналин, обеспечивающий организм приливом энергии. Злость также повышает мотивацию и добавляет решимости.

Правда, злость принесет пользу только в одном случае – если у человека есть возможность дать ей выход. Выходом может быть сражение с кем-то или как минимум возможность накричать на коллег.

Сдерживать чувства вредно для здоровья. Об этом говорил еще Аристотель, автор термина катарсис (термином мы пользуемся по сей день). Он считал, что просмотр трагических пьес позволяет испытывать гнев, печаль, вину, контролируя эти эмоции. Но человек может избавиться от них, выплеснув наружу все сразу. Зигмунд Фрейд считал, что катарсис полезен и достичь его можно на сеансе психотерапии.

В 2010 году группа ученых продолжила изучать этот вопрос. Оказалось, что подавление гнева увеличивает вероятность сердечных заболеваний, а свободное выражение эмоций укрепляет здоровье и повышает вероятность успеха в жизни, например, помогает человеку быть более успешным в переговорах. При правильном использовании агрессии, можно добиться успехов и повысить свой статус.

Ученые даже выяснили, что ворчливость способна благоприятно влиять на различные социальные навыки, делать нас более красноречивыми, убедительными, даже улучшать память. Все благодаря особенностям мозга. Плохое настроение сообщает, что мы пребываем в непростой ситуации, и внимание обостряется, мы становимся вдумчивее и наблюдательнее. В расстроенном состоянии человек лучше воспринимает социальные сигналы. Как оказалось, в расстроенном состоянии люди также склонны к более справедливым поступкам, чем пребывая в спокойствии.

В ходе экспериментов выяснилось, что негативные эмоции обостряют чувство справедливости и стремление к равенству.

В ходе одного из экспериментов было доказано, что счастье не связано с благодетельностью, как принято считать. Участникам предложили почувствовать отрицательные эмоции и сыграть в игру «Ультиматум». Согласно правилам игры, первый игрок получает определенную сумму денег и делит ее с другим игроком. Второй должен решить, принимать предложенную сумму или нет. Если они сумеют договориться, деньги делят так, как предложил первый игрок, если не договорятся – никто не получит ничего.

Эта игра применяется для проверки чувства справедливости у участников. Она помогает проверить, насколько человек готов поделиться поровну. Оказывается, что более склонны делиться те, кто испытывает негативные эмоции. Причем, дело не просто в зависти или обиде. Проверить это можно, поменяв правила.

Есть также игра «Диктатор» с такими же правилами, но с одним исключением: второй участник ни на что не влияет, он просто получает то, что предлагает первый. Эксперимент с этой игрой показал, что счастливые участники чаще наделяют себе большую сумму, чем другому, тогда как расстроенные участники были более щедрыми.

Автор эксперимента Форгас считает, что расстроенный человек более восприимчив к социальным нормам и ожиданиям, более справедливо относится к другим людям.

Эксперименты показали, что счастливый человек – более легкая добыча для недоброжелателя, более доверчив и расслаблен, соответственно, способен добиться меньше. Оптимистичные мысли отодвигают человека от реальных свершений.

Говорят, ожидая худшего, человек более готов к тому, что может случиться. Таким образом, пессимизм позволяет подготовиться к любому исходу событий. Просто нужно продумать возможные неудачи и подготовиться к каждой. Что-то все-таки есть во фразе: «Выживут только параноики».

Как знать, к чему еще может привести ученых изучение теории великого человека и поиск закономерностей, присущих лидерам. Возможно нужная доля пессимизма, злости и агрессии действительно играет свою роль? Мы же можем констатировать, что теория до сих пор не дает покоя многим исследователям, а значит, способствует развитию, поиску и ведет к новым и новым открытиям.
Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение