Если вы будете придерживаться этих пяти принципов, то со временем заметите, что ваше самочувствие улучшится, ситуаций с трудными людьми не станет, ваша уверенность в собственных силах укрепится, авторитет возрастет, ваш настрой на позитив станет вашей визитной карточкой, и это заметят и оценят окружающие.
Однако как освоить привычку использовать эти принципы? Придется поработать над собой. После каждой конфликтной ситуации разберите произошедшее через призму этих принципов. Привыкните отвечать себе на вопросы:
- Что нужно человеку, с которым я разговариваю?
- Какую цель он преследует?
- Какие чувства и эмоции испытывает этот человек?
Это простое упражнение, которое нетрудно выполнять, но бывает трудно вспомнить о нем. Напоминайте себе об этом, помня о пользе упражнения. Упражнение способно привести вас в состояние равновесия, а это ведь то, к чему вы стремитесь?
Научитесь также анализировать ситуацию. Сложными бывают переговоры в случае конфликта. Если научиться «читать» конфликт, приводить ситуацию в состояние разрешимой и создавать прочные связи, то переговоры будут проходить успешно.
Способность разрешать конфликты приходит с опытом: если придерживаться принципов коучей, конфликтов будет встречаться все меньше и меньше. Однако стоит немного знать о природе конфликтов, чтобы не попадать в трудные ситуации. Если вы чувствуете, что с другой стороны эмоции накалены, или что вы не сможете контролировать свое эмоциональное состояние, лучше отложить встречу или задействовать третью сторону.
Если нет возможности отложить или не получается задействовать посредников,
постарайтесь сосредоточиться на предмете переговоров и не спешить с решениями. Тщательно обдумывайте каждую фразу. Делайте остановки. Выходите на перекур, делайте паузы, в ходе которых можно позвонить друзьям и услышать поддержку, обдумывайте наперед все, что скажете, иначе можно наговорить того, о чем придется жалеть. Не думайте о собеседнике, а только о предмете разговора, не принимайте на себя все, что кажется вам обидным и оскорбительным, сосредотачивайтесь на решаемой проблеме, а не на личностях, и переводите на предмет переговоров вашего собеседника.
Отбросьте подозрения и постарайтесь быть открытыми к новой информации, скорей всего, вам ответят тем же. Прислушивайтесь к каждому слову,
не спешите отвечать, не дослушав. Даже дослушав, хорошо обдумайте услышанное.
Не отвечайте на каждую фразу и на каждое услышанное слово. Больше слушайте. Сосредоточьтесь на том, чтобы ничего не пропустить, прочесть между строк и нарисовать себе как можно более полную картину ситуации вашего собеседника.
Не спешите что-либо говорить и предпринимать, пока не обдумаете все досконально. Если возможно и нужно, возьмите паузу перед ответом в несколько минут, часов или дней.
Если не удается на ходу разобраться с ситуацией или с предложением, обратитесь за помощью к третьей стороне. Не бойтесь показать себя таким, каким вы есть на самом деле, возможно, это даст старт новому качеству отношений между вами и оппонентом.
Если не смогли привести свои эмоции к контролируемому состоянию или во время встречи вышли из равновесия, лучше перенести переговоры и встретиться, когда эмоции улягутся. Вести переговоры нужно в остывшем, трезвом, состоянии.
Если конфликт скрытый, следует расшевелить собеседника и погасить негатив, раскрывшись и помогая раскрыться собеседнику,
если эмоции накалены – лучше сделать паузу, а
если собеседники имеют разные точки зрения, о которых могут спокойно говорить, – это идеальная ситуация для конструктивных переговоров.