БЛОГ

Счастье? Нет, спасибо

Развитие команд
Время на чтение: 10 минут

Сделать сотрудников счастливыми – цель руководителя. При этом руководителю нужно подбирать сотрудников, разделяющих одинаковый взгляд на счастье, или найти смысл и сформировать собственный образ счастья вместе со своей командой.

Почему современное общество называют обществом потребления, в чем видят счастье его представители, как происходит трансформация этой категории и что нас ждет в ближайшем будущем?

В статье:
Счастье? Нет, спасибо | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Счастье? Нет, спасибо | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Общество потребления – это выбор «обладать», а не «быть». Разберемся, как и когда это произошло и к чему это ведет. 

Замкнутый круг

Если стремиться к обладанию, все достижения сводятся к одному – к растратам. Все, что заработано, тут же тратится, а лучшая мотивация – зарплата или материальные блага.

Мы зарабатываем и тратим, мы тратим раньше, чем успеваем заработать, мы тратим, и мечтаем о новых растратах, поскольку все новые и новые стандарты достойной жизни рисуют нам новые материальные цели. Мы зависимы от стандартов: даже наши тела стали товаром, который оценивается согласно навязанным «рынком» стандартам. Это то, к чему привела система стимулирования потребления и постоянной гонки за материальными благами. «И нет меры счастью и отчаянию нашему», писал социолог Эрнест ван ден Хааг в своей знаменитой статье в 1966 году.

Размышляя о том, как образовался массовый рынок по продаже и внедрению массовой культуры, Эрнест ван ден Хааг приходит к выводу, что в какой-то момент покупателю и продавцу стал невыгодным индивидуальный вкус, – и он перестал развиваться. Начали формироваться общие для определенной группы авторитеты, вкусы, мерки. Людей начали воспитывать в нужном направлении с детства. Правда, люди могут переходить из группы в группу, тогда сформировавшиеся вкусы могут мешать им приспособиться в новом окружении.

Если у кого-то в таких условиях проявляется талант, общество не поощряет его развитие, а предлагает поделиться им со всей группой: если у вас красота – позируйте перед камерой, если умеете писать – учите этому других, если поете – пойте не на сцене, а в студии звукозаписи. Так вкус унифицируется и обезличивается, реклама делает свое дело – и вся группа потребляет массовую продукцию.

Производитель делает ставку на средний вкус, развивать хороший или плохой вкус никому не интересно. Потребитель рассматривается как безликая толпа. Правда, стремясь удовлетворить всех, предприниматель по сути совершает насилие над каждым, потому что среднего человека со средним вкусом не существует, а продукт, рассчитанный на среднестатистического потребителя, на самом деле не отвечает ничьему вкусу. Даже ритм нашей жизни теряет индивидуальность: в толпе нужно двигаться с общей скоростью.

А что насчет счастья? Мы только пытаемся к нему приблизиться, но среднестатистического счастья тоже не бывает, поэтому человек «так безутешен и так ненасытен», и поэтому бег по кругу продолжается бесконечно…
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Одномерный человек

Несмотря на то, что статья Эрнеста ван ден Хаага была написана в 1966 году, она удивительно актуальна. Особенно мысль о том, что постоянно отвлекая человека новыми событиями, предлагая ему носить радио с собой, общество забирает у него возможность побыть одному, и человек начинает скучать по самому себе. Сегодня все так же, но раздражителей больше и темпы значительно возросли.

Так же свежо звучит и труд социолога Герберта Маркузе «Одномерный человек» 1964 года, в котором сказано, что угроза ядерной войны для некоторых «сил» может стать очень удобной: в их интересах, чтобы она не прекращалась, поскольку это дает возможность запретить оппозицию.

Чтобы сделать общество послушным, всегда нужно искать внешнюю угрозу. Частные интересы выдаются за интересы всего общества, а защита общества проводится методами, разрушающими его членов.

Автор называет такой подход «неототалитаризмом»: демократия и капитализм отбирают у людей право на индивидуальное мышление, решение материальных проблем приводит к духовной катастрофе.

Еще один способ стереть индивидуальное мышление – выбросить на рынок большое количество псевдосредств, так много, чтобы каждый запутался и не мог отделить стоящее от бессмысленного, подлинное от подделки. При этом «желательно» лишить человека инструмента выбора, лишить его учителей, скомпроментировав каждого и полностью стерев разницу между шарлатаном и учителем.

Красота – товар

В работе философа Жана Бодрийяра «Общество потребления» (1970 г.) поднимается вопрос интереса к красоте тела. Человек сознательно превращает свою красоту в товар, приносящий доход, что приводит к отчуждению от самого себя еще больше, чем в случае эксплуатации человека в качестве рабочей силы.

От человека ожидают, чтобы он был красивым, счастливым, эйфоричным. Это требует интенсивного и систематического использования всех возможностей удовольствия. Сомнительное счастье, от которого устаешь и ощущаешь пустоту.

Быть и обладать

Важный вопрос – быть или обладать – поднял Эрих Фромм в эссе «Человек одинок» 1966 года. Автор размышляет об одиночестве каждого отдельно взятого человека в мире тотального потребления. Человек чувствует себя неуютно в этой роли, пытается преодолеть рутину, осмыслить свое существование. Раньше он мог выразить себя в религии и искусстве, сейчас от него ждут следования текущим трендам. В такой ситуации человек становится чужим самому себе, он перестает быть центром собственного мира, отстраняется сам от себя.

Фромм показывает одиночество человека, который утратил связь с другими людьми, назвав это моральным одиночеством. Это связано с тем образом жизни, который диктует общество, – ориентация на потребление как главное, к чему нужно стремиться. Если полностью сосредоточиться на производстве, продаже и потреблении товаров, недолго и самому превратиться в товар.

Причем одиноки все – те, кто задействован в производстве, те, кто руководит этим производством, – все болтики в большом конвейере производства и потребления.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Рай – это большой супермаркет

Эрих Фромм в своих работах поднимает также вопрос ценностей в эпоху войн и политических манипуляций. В 1958 году он сказал, что люди начинают относиться друг к другу, как к вещам на рынке. Если спросить такого человека, как выглядит рай, он представит большой супермаркет. Мы сами платим за то, чтобы приобрести нового себя, есть даже такая формулировка – «личностный багаж». Те, кого мы называем белыми воротничками, продают свою личность, даже свою улыбку, считает Эрих Фромм. Конечно, есть исключения, дополняет он.

Скука и апатия

В 1957 году психиатр Виктор Франкл прочел лекцию «Коллективные неврозы наших дней», в которой поделился размышлениями о проблемах, ожидающих людей в эпоху автоматизации: врожденная воля замещается волей к власти и удовольствиям, а с увеличением темпа жизни и вовсе вытесняется. Постепенно нас начинает преследовать ощущение, что жизнь теряет смысл. Многие ощущают пустоту, бессмысленность своего существования, и этот вакуум проявляется в скуке и апатии.

Счастье без свободы или свобода без счастья?

Психолог Барри Шварц в книге «Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше»» в начале нового столетия присматривается к разнообразию предложений, и поднимает вопрос: способно ли это все сделать нас счастливыми? Свобода выбора в XXI веке представляет собой тюрьму завышенных ожиданий.

Казалось бы, человеческие возможности растут, но с ними в еще большей степени растут и ожидания того, насколько хороши могут быть эти возможности. Люди все меньше удовлетворены результатами, даже если результаты достаточно хороши.

Барри Шварц раскритиковал основной принцип западного общества – свободу выбора. Возможность выбора лишает нас счастья, поскольку не освобождает, а парализует нас, не делает нас счастливее, наоборот, приводит к росту неудовлетворенности.

Иллюзия процветания

В 2010 году экологический экономист Тим Джексон в работе «Анализ экономической реальности» показывает, как мы попадаем в ловушку чрезмерного потребления, и наглядно демонстрирует, что экономика роста не ведет человечество к процветанию, скорее к гибели, зато человечество способно остановить этот сценарий.

Мы любим новые вещи, новые идеи, новый опыт, и все это любим сопровождать новым статусом, что связано с новыми материальными вещами. Потребление во имя статуса приводит к восприятию себя в зависимости от статуса. Так мы начинаем бояться и стыдиться самих себя. Стремление быть не хуже других каждый раз связано с новым уровнем потребления. Так появляется система кредитования, чтобы люди могли покупать все больше и больше, а это усугубляет кризис.

Кто формирует для нас стереотипы?

Современный словенский философ Славой Жижек в эссе «Счастье? Нет, спасибо» (2018) объясняет, почему не стоит гнаться за благополучием. Мы уверены, что должны быть счастливы, благополучны, оптимистичны, но наши ли это желания?

Автор размышляет о том, что достижение счастья становится опасным занятием в век Big Data, когда спецслужбы финансируют исследования по позитивной психологии. Новые формы социального контроля куда опаснее старого доброго тоталитаризма двадцатого века, считает автор. На основе полученных данных о счастье и радости системы тотального контроля учатся контролировать нас на уровне крупнейших компаний по обработке данных – такие как Google или Facebook. Нами руководят, оставляя нас в иллюзии свободы и автономии.

Настоящее счастье?

К чему все это? Мы проследили, как постепенно уже около столетия человеку пытаются навязать искусственный образ счастья, который только усугубляет ощущение пустоты, недовольства и растерянности. Потребление и цели, связанные с потреблением, не приносят глубокого удовлетворения.

Так устроено «общество потребления»: нужно всего много – много эмоций, много новых вещей, много всего, что еще хочется покорить и приобрести.

Возможно, именно вы как руководитель предложите своим сотрудникам новый смысл – «быть», а не «иметь». Попробуйте увлечь свою команду атмосферой творчества, в которой можно искать решения, делиться идеями с единомышленниками, быть нужным, быть тем, кто создает, а не только потребляет. Может это обеспечит вашу команду настоящим смыслом, а не его жалкой иллюзией.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение