В крупных компаниях заботятся о сокращении случаев выгорания на работе, уделяют внимание работоспособности человека.
Если говорить об истории этого вопроса, можно вспомнить, что в США в 1970-х и 1980-х начали создаваться службы помощи, позволяющие сотрудникам оставаться здоровыми и сокращать расходы на медстраховку. В России первым, кто занялся ортобиотикой, был нобелевский лауреат Мечников И.И. Ортобиозом Мечников назвал правильный образ жизни («орто» – прямой, правильный, «био» – связанный с жизнью). Как концепцию ортобиотику он описал в своих книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма».
Серьезно занимался темой здоровья персонала также Шепель В.М. Он подчеркивал, что менеджмент как профессиональная деятельность – сам по себе источник покушения на здоровье тех, кто в ней участвует. По его мнению, на здоровье руководителя влияют три фактора: огромный объем аналитико-синтетической деятельности, хронический дефицит времени, напряженная конкурентная борьба. Он также назвал 5 профессиональных болезней руководителей:
- кризис «несостоявшегося счастья»,
- «менталитетная усталость»,
- «властный снобизм»,
- «возрастное слабомыслие»,
- «карьерный невроз».
В своих трудах он подчеркивает, ссылаясь на работы зарубежных исследователей:
Если вы стремитесь к успеху, желаете сделать карьеру и поднять свой материальный уровень, это невозможно, если не уделять внимания своему здоровью и внешнему виду. Казалось бы, в сегодняшнее время неопределенности, технологий и скоростей размышления о здоровье и правильном образе жизни звучат даже несколько наивно. Однако именно сейчас, когда в рабочие процессы вплетается автоматизация, искусственный интеллект и виртуальная реальность, технологии здоровьесбережения персонала, как физического, так и психического, должны учитываться и поддерживаться.
И это происходит в компаниях, которые заботятся о персонале. Мы все чаще встречаем такие термины как «эргономика познания», «когнитивная эргономика», «эргономика образования», «эргономика интеллектуального труда», «уровни эргономичности».