Рэй Далио о руководителе и сотрудниках
Люди устроены так, что им кажется сделанное лично ими более важным, чем остальное, и более важным, чем оно есть на самом деле.
Большинству людей нравится инициатива, им нравится отдавать, делиться, выражать свое мнение, учить, быть продуктивным. А вот учиться людям нравится меньше.
Цель руководителя – не убеждать в своей правоте, а разобраться, какая точка зрения больше всего близка к действительности, после чего думать, что с этим делать. Если вы уверены, что вы правы, попробуйте прием: повторите собеседнику его точку зрения. Расхождение во мнениях – это не угроза общей линии, а повод задуматься об обучении.
Если точка зрения человека отличается от вашей, Далио советует в таком случае не полениться разобраться, почему человек пришел к своему мнению. Он советует придерживаться принципа продуктивного несогласия. Это очень полезный для развития принцип: вы находите людей с другим мнением и смотрите на ситуацию их глазами, стремясь лучше ее понять.
Один человек не может знать все, необходимо окружать себя компетентными людьми, которые лучше вас разбираются в тех или иных областях.
Еще один полезный совет от Рэя Далио: если кто-то не справляется со своей работой, не спешите обвинять, – разберитесь, это происходит из-за недостатка знаний или способностей. Чтобы определить, есть ли способности у сотрудника, сравните, как он справлялся с такой же задачей, когда не был ограничен во времени и других ресурсах. Если тоже не справлялся – дело в способностях.
Нужно или обучать и направлять сотрудников, или расставаться с ними, а не оправдывать и ничего не менять. Прежде чем обучать неэффективного сотрудника, наблюдая, получается ли у него приобрести нужные навыки, важно оценить его способности. Оценивать нужно, исходя из того, что есть сейчас, а не того, что желательно и возможно.
Если что-то идет не так – нужно что-то менять: если те же сотрудники делают то же, то вряд ли что-то изменится.
Руководителю стоит помнить, что для большинства людей причастность к хорошей команде, ощущение, что они – часть чего-то большего с важной миссией, намного важнее, чем деньги.
Система обречена, если у людей есть власть поставить ее себе на службу, и если они больше хотят удовлетворить свои потребности с помощью системы, чем сохранить саму систему.
Далио рекомендует исходить из предположения, что люди чаще всего не меняются, а значит, не стоит ожидать, что они изменят свои ценности, лучше искать людей с ценностями, соответствующими нужным.
Иногда думают, что умный – это который знает на все ответы. Нет, умный – тот, который задает хорошие вопросы.
Далио рекомендует постоянно задавать себе вопрос о сотрудниках: наняли бы вы сотрудника сейчас, зная то, что сейчас знаете о нем? Если не наняли бы, его стоит заменить.
Не стоит полностью полагаться на самостоятельность сотрудников и ожидать высокой эффективности. Пусть они самостоятельно решают, как достигать решения задачи, но если вы при постановке задачи предложите шаблон с этапами выполнения, то результат будет лучше. Не стоит обвинять сотрудника в невыполненной задаче, если вы не проговорили четко и внятно, что должно получиться в результате.
Стоит поощрять стремление сотрудника мыслить как владелец, тогда он будет пытаться решить задачу, несмотря на обстоятельства.
Не стоит прислушиваться к некомпетентным – это хуже, чем оставаться без ответа или совета вообще.
Руководитель вовсе не должен просто сделать всех счастливыми: его задача – разобраться в реальной картине и обеспечить эффективность. Парадоксально, но люди больше радуются и больше счастливы, когда у них ничего нет, чем когда есть что-то несовершенное, над чем нужно работать.
Плохой результат не появляется сам по себе – он происходит потому что конкретные люди что-то сделали не так или чего-то не сделали.