Нужно ли доверие? Что оно дает? Что такое доверие и как оно устроено? Давайте попробуем разобраться. Если вникнуть в суть того, что называют доверием, можно понять, почему именно руководители часто ведут себя так неуважительно и почему именно они разрушают атмосферу доверия.
В своем воображении мы привыкли рисовать лидера самодостаточным, не требующим помощи, знающим, что, как и зачем, ведущим за собой. Для нас он всесильный, готовый взять ответственность не только за себя, но и за других.
Доверие же – это признание своей уязвимости и готовность опереться на другого, веря, что другой человек, даже узнав о вашей уязвимости, не причинит вам вреда.
Доверие – это про уязвимость, это про признание того, что мы справимся вместе, потому что одному такую ношу не потянуть. Доверять – это готовность взять на себя больше, чем выдержит один человек, зная, что его поддержит команда. Это возможность повернуться спиной, зная, что тебе не нанесут внезапного удара, пользуясь отсутствием контроля. Доверие – это уверенность, что тебе и твоему делу не причинят вреда, даже если ты перестанешь контролировать окружающих.
Трудно ли лидеру развить в себе доверие к сотрудникам или последователям? Нелегко, ведь это значит признать свою уязвимость, отказаться от контроля, отдать в руки сотрудников бизнес и оставаться в этой лодке вместе с ними, будучи уверенным, что никто не станет действовать ни против него, ни против лодки, ни против курса, по которому она идет.
Тут возникают вопросы: а те ли люди собрались вокруг меня, а достоин ли я сам людей, которым можно доверить? Сначала нужно научиться доверять самому себе.
Исследователи открыли интересный факт о доверии. Укрепление доверия и снижение недоверия – это совершенно разные процессы, не обратные относительно друг друга. Иными словами, отсутствие того, что укрепляет доверие, не приводит к росту недоверия. Для развития доверия необходимо запускать сразу два не зависящих друг от друга процесса: укрепление доверия и снижение недоверия.