Когда HR-служба работает в разрыве от ожиданий сотрудников, происходит то, о чем говорят «причинить развитие». Благие намерения почему-то заканчиваются уходом лучших. Что не так? Неужели не нужно развивать сотрудников? Неужели забота об их развитии не то, что держит их в компании, мотивирует и вдохновляет?
Как вы относитесь к таким «поворотам» в компании? Рассмотрим некоторые типичные случаи:
- Сотрудника уволили, потому что он отказывался расти.
- Сотрудник уволился, потому что недоволен собственным стремительным ростом и развитием.
- Сотрудника переманили конкуренты, пообещав развитие.
Как все это понимать? Что на самом деле нужно этим сотрудникам? Причем, удивительно, но все это может происходить в пределах одной компании.
Обсуждая причины ухода сотрудников, особенно с важными и редкими компетенциями, эйчары часто приходят к мысли, что срочно нужно развивать оставшихся, выбирают лучших сотрудников в отделах для формирования кадрового резерва, решая, что, поскольку они имеют лучшие результаты в своих отделах, значит, это те, которые точно хотят развития.
Приняв такое решение, специалисты по персоналу четко делают свою работу: создана группа лучших специалистов каждого отдела, намечен тренинг с именитым спикером, расписаны мастер-классы по развитию трендовых «мягких» навыков, разработано все до мелочей – кейсы, домашние задания.
Что происходит? Чаще всего именно так «сливается» бюджет.
И зачем все это было? Что же здесь не так? Нет цели. Мы кого-то обучаем, не зная чему и зачем. В результате обучили кого-то на какие-то должности. А нужно было сначала определить ключевые должности лучших сотрудников в своих отделах и согласовать соответствие этих должностей стратегии компании.
Самое грустное в этой истории, что бесцельность мероприятий компании чувствуют обучаемые, именно они теряют мотивацию из-за подобной бесцельной суеты руководителей. Кстати, в этой иллюстрации присутствуют и другие ошибки.
«Эй, куда вы меня тащите?» Следующая ошибка, которая, увы, часто встречается, – это забыть спросить, хочет ли сам сотрудник обучаться, стремится ли к повышению. Такое бывает часто. Сравните списки участников в начале и в конце обучения – к финишу приходят не все, по разным причинам.
Возможно, сотрудник выражал несогласие, может, постеснялся, и его и не спросили. Главное, он занимал чье-то место, а компания, в свою очередь, тратила бюджет впустую.
Вы считаете, что каждый сотрудник в компании должен хотеть расти? Возможно, но для этого нужна последовательная работа с ним, а не такое вот принудительное развитие. Сотрудников такая стремительность пугает, иногда в такой степени, что они увольняются, хотя вполне могли бы служить компании, находясь на своем месте и отлично выполняя свою работу. Кроме того, они могут потерять веру в себя, решив, что раз их собрались обучить, значит, что-то с ними не так.
Право на отказ В ряде компаний сотрудник даже не имеет права отказаться. Негласно, а иногда и в открытую, отказ от обучения приравнивается к нарушению своих обязанностей. Однако мы же помним, что невозможно развиваться по принуждению – стремление учиться и развивать свои компетенции должно родиться в сознании самого сотрудника.
Какой вывод? После того, как определены ключевые должности, составлен список предполагаемых участников обучения, убедитесь, что эти люди действительно хотят роста.