БЛОГ

Насколько эмпатия полезна лидеру

Лидерство
Время на чтение: 12 минут

Сегодня в мире эмпатия считается абсолютным добром, путем к эффективности и ключом к успеху в эпоху неопределенности и непредсказуемости. Давайте разберемся, что включает в себя эмпатия и всегда ли это хорошо.
Задуматься о темной стороне эмпатии меня побудила книга психолога Пола Блума «Против эмпатии». Одно название вызывает реакцию: «Ну это уже слишком». Мир настолько жесток, люди разучились понимать людей, нам трудно разработать популярный продукт или услугу только потому, что мы не обладаем в достаточной степени навыками понять, что нужно нашей целевой аудитории. И в этом мире появляется книга с критикой эмпатии? Однако в жизни все не только белое и черное, мир многогранен и эмпатия тоже может быть разрушающим оружием. Давайте разбираться.

Польза эмпатии

Что нам известно об эмпатии, исходя из популярных взглядов. Самые эффективные лидеры, занимающие свои позиции в списке Форбса, откровенничая по поводу секретов своего успеха, рассказывают о силе эмпатии, что воспринимается читателем как команда к действию: достаточно научиться сочувствовать и ставить себя на место другого человека – и успех обеспечен.

Как это всегда бывает, секрет зашит в ингредиенте, о котором нам не рассказали. Каждый из успешных лидеров уже прошел немалый путь, чтобы прийти к определенным выводам. Эмпатия человека, который построил корпорацию, лично прошел испытания взлетами и падениями, возможно, нищету и угрозу полного краха, и эмпатия простого начинающего трудяги, который еще не приобрел управленческих навыков, но хочет постичь секрет успеха, это, согласитесь не одно и то же. Нужно многое пройти, чтобы многое понять, в том числе в понимании ситуаций и состояний, болей и надежд других людей.

И все же, вспомним, в чем представляется польза эмпатии, и почему не каждый способен стать эффективным благодаря эмпатии.

Эмпатия – это способность сопереживать, понять другого человека, сумев поставить себя на его место, прочувствовать его состояние и пережить то же, что и он.

Сопереживание позволяет сближаться, настраиваться на общую волну и работать в команде как единый организм, давая более высокие результаты, чем при работе по одиночку.

Сопереживание позволяет понять клиента, услышать его боли, ощутить его трудности, и найти решение, которого ему остро не хватает, чтобы закрыть важную потребность. Это позволит создать востребованный товар.

Сопереживание позволит услышать обратную связь и усовершенствовать товар, услугу, взаимоотношения. У человека, не способного к сопереживанию, может не появиться своевременного предупреждения о его ошибках и опасностях – просто не найдется людей, которые рискнут ему об этом сообщить.

Сопереживание помогает собрать вокруг себя единомышленников, фанатов, которые будут поддерживать бизнес и продукт.

Эмпатия и умеренность

В чем же подвох? Что не так с эмпатией? Выше описанные преимущества вполне справедливы и честны, и все же эмпатия может быть опасной.

Известна история об одном человеке, который после инсульта стал сострадательным, начал переживать за людей и проявлял это словом и делом. Он раздавал результаты своего труда бедным бесплатно, не проходил мимо нищего – отдавал каждому деньги. Его семья начала страдать от такой чрезмерной доброты. Принесла ли кому-то пользу его чрезмерная щедрость? Вопрос очень спорный. Оказалось, в результате болезни у этого мужчины была повреждена часть головного мозга, отвечающая за контроль над эмоциями и принятием решений.

Во всем нужна мера, а свои эмоции, поступки и решения нужно контролировать. Даже эксперты в лидерстве и дизайн-мышлении подчеркивают: эмпатия должна быть контролируемой и осознанной.

Вывод 1: эмпатия должна быть осознанной и оправданной.

Эмпатия и реальная польза для человека

Эмпатия полезна для компании, эффективности работы команды, но далеко не всегда – для человека, на которого ее направляют. Хотя, казалось бы, лучше должно быть человеку, по отношению к которому проявляют эмпатию. Эмпатией нужно пользоваться аккуратно. Контролируемость сопереживания должна ориентироваться не только на эффект от применения приема, но и на того, к кому применяется прием. Важно воспитать в себе достаточную, но не чрезмерную, долю сочувствия, и честное понимание, что если человеку и нужно помочь, то для того, чтобы он стал сильнее, а не более зависимым или даже обманутым.

Как говорил классик, мы в ответе за тех, кого приручаем. К примеру, нужно провести глубинное интервью и важно, чтобы человек раскрылся. Оно запланировано, чтобы понять целевую аудиторию и протестировать разрабатываемый продукт. Будьте честны, объясните суть встречи, не вдаваясь в подробности, – на том уровне, на котором человек способен воспринять информацию. Манипуляция для получения важной информации может обернуться потерей репутации, снижением доверия к бренду работодателя, да и нарушением собственной гармонии.

Что же касается помощи, даже самой искренней, важно помнить слова, приписываемые Конфуцию: «Хотите накормить человека один раз – дайте ему рыбу, хотите накормить на всю жизнь – научите рыбачить».

Многочисленные исследования приводили к выводам, что человеку важно участвовать в построении своего счастья, а если дать все готовое, человек будет несчастным. Можете считать это черной неблагодарностью, но такова правда жизни: человеку важно участвовать в своей судьбе, как глобально, так и в каждом отдельном решении. Не предлагайте ему свою доброту без меры и нужды и не раздавайте советы и решения, если о них не просят. Не забывайте об ответственности за свои действия. Необдуманное благородство может причинить в результате боль и себе, и другим людям. У нас о подобном принято говорить: хотелось как лучше…

И, наконец, важно помнить, что высший пилотаж – это найти решение, устраивающее обе стороны, построить отношения, выгодные всем участникам, создать продукт, искренне стремясь сделать лучше жизнь его потребителям. Позитивная энергия, честное довольство собственными решениями – это мощный источник энергии лидера.

Вывод 2: проявляя эмпатию, думайте о последствиях для второй стороны.

Эмпатия и собственный опыт

Джоан Дункан Оливер в своей книге «Как создать себе хорошую карму» сказал: «Вы не можете понять чувства другого человека, если не способны разобраться в своих собственных». Пытаясь применять эмпатию для эффективности своей работы, нужно учиться понимать человека, и начать можно с самого себя.

Разбираться в себе, анализировать свои поступки и эмоции, работать над ошибками и осмысливать победы – это увлекательное занятие и, я считаю, необходимое для лидера. К нему можно приобщить помощника, который будет следить за вашей честностью по отношению к самому себе (многие не решаются быть правдивым даже с собой).

Если человек не научился разбираться в своих эмоциях, желаниях, стремлениях и не разобрался, в чем разница между этими понятиями, ему рано работать над эмпатией в рамках повышения собственной эффективности. Даже разговор с коллегой, вызывающий на откровенность, должен начинаться с разбора собственных эмоций – так мы показываем собеседнику готовность быть открытыми.

Вывод 3: эмпатия невозможна без понимания собственных переживаний.

Виды эмпатии

Если эмпатия может даже навредить, почему многие лидеры призывают применять как можно больше эмпатии? Все дело в терминологии. Разберемся, что называют эмпатией.

Психологи различают три вида эмпатии:

  • Эмпатия как способность пережить чувства и эмоции другого человека. Вспомните ребенка: как только начинает плакать кто-то рядом, он инстинктивно тоже начнет плакать. Это эмоциональная эмпатия, которой наделены даже младенцы.
  • Взрослые могут поставить себя на место другого, представить, что человек думает и как приходит к тем или иным решениям, применяя когнитивную эмпатию, представляющую собой сознательный интеллектуальный процесс, а не непроизвольную реакцию.
  • Иногда люди не ограничиваются размышлениями и переходят к делу. Существует действие, которое тоже называют эмпатией, – реальная помощь нуждающемся в заботе. Это эмпатическая забота.
Опасна первая – неконтролируемое проявление эмоций, приводящее к необдуманным и безответственным поступкам, пусть даже с самыми благородными побуждениями.

Сбивает с толку мнение о том, что якобы безжалостные люди, психопаты, манипуляторы – это люди, у которых отсутствует эмпатия. Этому способствовал ряд событий.

Свой вклад в такое заключение внес ученый-нейробиолог Джеймс Фэллон, который, изучая особенности мозга психопатов-убийц, обнаружил гены, которые связывают с агрессией, низкой эмоциональностью и отсутствием эмпатии. Это было в 2005 году. Речь идет о том самом ученом, который, изучая снимок своего собственного мозга, обнаружил, что у него самого мозг психопата. Столь удивительная история привлекла к себе немало внимания.

В одном из публичных выступлений 2006 года президент США назвал недостаток эмпатии проблемой важнее, чем дефицит бюджета.

В 2011 году появилась книга британского психолога Саймона Барон-Коэна «Наука зла», где он называл недостаток эмпатии основной причиной человеческой жестокости.

Мнение о связи отсутствия эмпатии и жестокости привело к устойчивому убеждению, что если в мире будет больше эмпатии – то будет больше доброты и меньше жестокости. Однако крупное исследование ученых из Миннесоты не смогло подтвердить эту гипотезу.

Ученые не смогли подтвердить прочную связь между агрессией и низким уровнем эмпатии. Агрессия чаще всего связана с отсутствием контроля над своими эмоциями, действиями и решениями.

Опасные проявления эмпатии

Отсутствие эмпатии не делает человека агрессивным автоматически. Люди с аутизмом в силу своих особенностей не обладают эмпатией, но они не агрессивны.

Вспомним о первом виде эмпатии – эмоциональной эмпатии. Если рядом кому-то плохо – эмоциональному эмпату тоже плохо, если рядом агрессия – она же передается эмпату. И вот уже он агрессивен благодаря эмпатии.

Эмпатия не защищает от агрессии – от агрессии защищает контроль над эмоциями. Бесконтрольное сострадание способно подтолкнуть к ужасным поступкам. Мотивируя свои поступки сочувствием к «своим», именно эмпаты, не способные контролировать себя и с низким интеллектуальным уровнем, способны на самые серьезные преступления, становясь агрессивными к «чужим».

В ходе одного исследования футбольные фанаты наблюдали, как другим фанатам причиняют боль с использованием тока. Было отмечено, что сочувствие вызывала только боль фанатов своего клуба, при наблюдении же за болью «чужих» сопереживания не было, мало того, активировались центры мозга, отвечающие за удовольствие.

Зачем эти знания лидеру? Лидер взаимодействует с людьми, важно следить за мерой и смыслом, призывая к действиям и к сочувствию, и, конечно, помнить об ответственности.

Эмпатия не всегда делает человека добрым, и тем более не всегда делает его справедливым. Часто происходит обратное. Эмпатию нужно контролировать.

Позитивные эмоции и рациональное сострадание

Каковы выводы? Не стоит увлекаться эмпатией. Не стоит относиться к ней, как к основе помощи конкретному человеку. Эмоциональная эмпатия – это удел младенца.

К тому же чувствовать чьи-то переживания и чью-то боль – слишком истощает. Есть даже такой термин – эмпатический стресс. Да и просто отражать чью-то боль – нерационально. Лучше сосредоточить энергию на чувства любви и заботы, а эмпатию заменить на рациональное сострадание. Исследования показали, что позитивные эмоции делают нас куда более способными к реальной помощи. Многие исследователи считают, что настоящий альтруизм мало чем связан с эмоциональной эмпатией.
Сделаем выводы. Эмпатия – инструмент, польза которого зависит от мастерства и уместности применения, чистоты намерений и ответственности за применение. Он помогает понять других, объединиться, находить по-настоящему полезные решения. Это вклад в перспективные длительные взаимоотношения, что очень важно. Не зря говорят: хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – идите вместе.

Применять эмпатию нужно дозированно и аккуратно, помнить о самоконтроле и ответственности за свои действия и решения.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение