Модель позволяет получить формулу любого значимого параметра деятельности, например, мотивации. Что же влияет на мотивацию?
Расчет мотивации любой работы можно произвести по формуле, предложенной в результате исследования Хэкмана и его коллеги Олдхама на основе данных с результатами опросов сотрудников. Исследование представляло собой составление модели трудовой деятельности с высокой внутренней мотивацией.
Оказалось, что на высокую мотивацию влияют такие параметры работы:
- Разнообразие навыков.
- Целостность работы.
- Важность работы.
- Автономность.
- Обратная связь.
Разнообразие навыков, целостность и важность работы приводят к ценному для человека психологическому состоянию –
ощущению значимости работы. Автономность приводит к не менее важному состоянию –
ощущению ответственности за результаты своей работы. Обратная связь в свою очередь приводит к
знанию реальных результатов деятельности. Все эти три состояния приводят к
высокой внутренней мотивации. Модель демонстрирует взаимосвязь между характеристиками работы и психологическим состоянием сотрудников.
Применение этих знаний позволяет добиться поразительной производительности. Пример – компания Spotify, которая решила повысить вовлеченность, используя результаты исследования Хэкмана. В частности, многого удалось достичь, учитывая один из главных параметров вовлеченности –
автономность. Рассмотрим подробнее каждую характеристику, влияющую на вовлеченность.
Разнообразие навыков. Речь о том, как много навыков и разных видов деятельности необходимо для выполнения своей работы. Сотруднику работа кажется более важной и непростой для выполнения кем угодно, если для нее требуется много разных знаний и умений. Если навыков для выполнения своих обязанностей нужно мало, сотруднику трудно понять, в каком направлении себя развивать. Необходимых навыков нужно столько, чтобы была необходимость совершенствоваться.
Целостность работы. Это характеристика работы, определяющая, насколько законченный результат получает сотрудник в рамках своей должности – насколько он способен получить что-то законченное, создавая что-то от начала и до конца. От этой характеристики зависит, насколько сотрудник чувствует свою причастность к общему результату компании.
Важность работы. Эта характеристика определяет, насколько работа сотрудника влияет на жизни других людей. Если прямой такой связи нет, сотруднику можно объяснить, как его работа влияет на общий результат, который в свою очередь приносит пользу другим людям в их повседневной жизни или работе. Они узнают об этом, если в компании достаточно развиты и грамотно настроены внутренние коммуникации.
Эти три параметра – разнообразие навыков, целостность и важность – играют решающую роль в ответе на вопрос,
стоит ли вообще заниматься этой работой. Ясно, что будет наблюдаться дефицит мотивации, если работа не будет восприниматься как значимая, ценная и стоящая.
Автономность. Именно этот параметр был признан решающим при работе над мотивацией в Spotify. Автономность определяет, насколько вы свободны в ходе работы – что можете решать самостоятельно, например, порядок выполнения, способ, методы. Без автономности сотрудник не будет чувствовать собственную ответственность за достижения или провалы. Если сотрудник все сделает правильно и достигнет высокого результата, но при этом каждое его действие будет выполняться под диктовку, он не будет считать сделанное своей заслугой, соответственно не получит от своих успехов необходимую мотивацию для новых успехов.
Принцип автономности для повышения мотивации впервые начали применять в военном деле, потом уже в бизнесе.
Обратная связь. Каждому важно сформировать собственную оценку и собственный образ, однако используемые в компаниях формальные методы обратной связи обычно не соответствуют реальным потребностям сотрудников. Эффективная обратная связь обеспечивает внутреннее вознаграждение. Это может быть ощущение успеха или идеи по развитию. Обратная связь может быть не только внешней – от руководителя, сотрудников, но и внутренней – при самостоятельной оценке результатов собственных усилий. Важно, чтобы обратная связь была постоянной, лучше всего – в формате коучинга, тогда она сможет обеспечивать внутреннюю мотивацию.
Зная, что влияет на мотивацию и вовлеченность, можно по результатам опросов проектировать эффективность работы.
Не стоит думать, что какой-то из параметров, влияющих на мотивацию, менее или более важен. Все они одинаково значимы, однако делать упор следует на тех, которые были упущены по результатам опросов.