Лидер с точки зрения окружающих, это прежде всего оценка. Наступает момент, когда команда начинает идти за своим лидером, признав его таким, оценив как лидера.
Исследователей очень интересует этот вопрос. Из сделанных выводов есть один, заслуживающий внимания.
Лидер, наблюдая за окружающим миром, воспринимает происходящее активно, тогда как другие могут оставаться пассивными наблюдателями.
Лидер отслеживает, интерпретирует происходящее, готов вносить изменения в свою жизнь и жизнь окружающих в связи с происходящими переменами. Такая активная позиция уже выделяет лидера среди остальных. Другие, не находя времени и других ресурсов на отслеживание ситуации, тянутся к лидеру, особенно в непонятные и сложные моменты – как минимум, потому что он в курсе происходящего.
Имидж лидера формируется ощущением окружающих, что
«он знает, что делать». Он также
знает, что происходит. Лидер обычно трудится, чтобы найти даже в самой непонятной ситуации причинное объяснение и социальным событиям, и поведению людей.
Исследователи занимались вопросами
оценки лидером окружающих событий. Лидер интерпретирует события – ему верят и за ним идут.
Но как относятся последователи к лидеру после того как узнают, что лидер ошибался? Лидер более информирован, лидер имеет план действий, тогда как большинство ленивы и мечтают, чтобы их чем-то заняли. Массы благодарны лидеру за то, что их активность облекли в какой-то смысл, и этого уже достаточно, чтобы благодарность была искренней и безусловной. Соответствует ли действительности прогноз лидера – в этой формуле не имеет значения.
Интересовало ученых также, в какой момент и в связи с чем лидера признают окружающие. В рамках этого интереса ученые изучали ответы лидеров на результаты работы группы последователей, реакции лидеров на «плохие» и «хорошие» результаты выполненной последователями работы. Особенно интересовала исследователей реакция лидера на «плохого исполнителя».
Имея свойство интерпретировать все происходящее, лидер интерпретирует и формирует ответную реакцию и на действия своих последователей. Лидер реагирует, используя схему: поведение последователя – интерпретация (причинное приписывание) – поведение лидера. Исследователи занимались изучением этих вопросов с двух позиций:
- С позиции поведенческих реакций лидера на выполнение заданий последователями.
- С позиции реакции лидера в зависимости от ситуации, в которой происходило взаимодействие лидера и последователя.
Удалось выяснить, что лидеры отличаются от своих последователей объяснением причин плохого выполнения задачи:
- Лидеры объясняют причины внутренними факторами.
- Последователи объясняют неудачи внешними обстоятельствами.
Вот почему лидер влияет на людей, меняет их, помогает расти – он руководствуется убеждением, что все неудачи зависят от нас, а значит, мы можем на это влиять.
Лидер влияет на последователей, не останавливаясь на оценке, хотя и оценка сама по себе способна влиять на дальнейшее поведение человека.
Как лидер влияет на последователя?
Если последователь на плохом счету у лидера, ему «достается больше» – лидер более склонен приписывать причины неудачи внутренним факторам. Кроме того, такому последователю достанется наказующее поведение лидера, усиление контроля. Поведение лидера зависит от предыдущих «заслуг» последователя.
Что касается ситуативных факторов, то лидер склонен больше влиять на последователя, если результаты деятельности последователя в значительной мере влияют на общий результат, особенно на достижения и вознаграждение самого лидера. Однако, что интересно:
если от действий последователя зависит вознаграждение лидера, то лидер склонен высоко оценивать способности даже «плохого» последователя и пытаться найти новые схемы вознаграждения последователя. Лидеры берут на себя оценку, поощрения, наказания, контроль своих последователей, зато
лидеры становятся символами. Они могут получать награды за успех всей команды, они же получают и наказание за провал команды. Невозможно уволить всю спортивную команду, зато вполне можно уволить и заменить тренера. А это ответственность, которую лидеры сознательно берут на себя.