БЛОГ

Креативное лидерство: в чем суть?

Лидерство
Время на чтение: 13 минут

Предлагаю поразмышлять о том, как стать креативным лидером, какие положительные и отрицательные качества свойственны такому лидеру, как развить в себе креативное лидерство.

В статье:
Креативное лидерство: в чем суть? | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Креативное лидерство: в чем суть? | Как работать вместе: все о командах и навыках руководителей
Разберемся, что такое креативное лидерство, а сначала – что такое творчество и креатив, и чем они отличаются между собой. Творчество – процесс, результатом которого является новая ценность, креатив – целенаправленный управляемый созидательный процесс, нацеленный на создание принципиально новых, новых по замыслу ценностей. Казалось бы, результат тот же и понятия подобны, но когда говорят о креативе, делают упор на контролируемость процесса и на создание не просто уникального, но принципиально нового.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

Какого человека называют креативным

На креатив способен не каждый, и даже каждый, кто способен участвовать в создании креативных решений, способен креативить самостоятельно – большинство только в команде.

Каким же должен быть креативный человек? Среди качеств креативщика есть относительно положительные и отрицательные.

К положительным можно отнести:

  • Способность воспринимать окружающее системно.
  • Наблюдательность, внимательность к деталям, хорошую память, ассоциативное мышление.
  • Стремление понять суть явлений, инициативность.
  • Богатую фантазию, развитое воображение.
  • Приоритетность вопросов эстетики.
  • Критическое отношение к своим недостаткам и готовность самосовершенствоваться.
  • Лидерские качества.
  • Высокую работоспособность.
  • Коммуникативные навыки.
К условно отрицательным можно отнести:

  • Чрезмерную эмоциональность.
  • Спонтанность действий.
  • Радикализм мнений.
  • Непринятие авторитетов.
  • Инфантильность.
  • Склонность к риску.
В современных условиях часто побеждают не властные лидеры, а те, кто умеет действовать проактивно, кто способен на креативные решения, способен предугадывать ожидания других, открывать новое, понимает, что людьми движут эмоции.

Можно ли стать креативным лидером, и зачем

Креативный лидер не обязательно обладает перечисленными выше качествами, но он умеет управлять командой, которая способна создавать креативные продукты и находить креативные решения.

Креативное лидерство можно развивать. Нужно уметь видеть в изменениях, проблемах и текущих задачах новые возможности и нестандартные решения.

Креативный лидер прежде всего инициатор, он способен принимать смелые решения и брать за них ответственность.

Качества креативного лидера:

  • Умение заразить идеей.
  • Поощрять подражание.
  • Стимулировать обмен опытом и идеями.
Что требуется от креативного лидера? Задача креативного лидера – создать творческое пространство. Он также должен уважать чье-то пространство. Главное – поддерживать атмосферу созидания и познания.

Креативное лидерство или творческое лидерство пригодится не только для управления командой дизайнеров, как многим может показаться. Давайте разберемся, где может пригодиться креативное лидерство.

Есть мнение, что каждый успешный лидер – креативный, а каждый креативный лидер относится к hands-on. Hands-on – тот, который готов вместе со своей командой разобраться во всем, вникая лично, пробуя, а не оставаясь в стороне, быть первым среди первопроходцев, набивать шишки, недосыпать, не бояться запачкаться, беря на себя ответственность за происходящее.

Именно участие заражает как ничто другое, зажигает тот огонек сумасбродства, который озаряет путь к решениям, открытиям и, как результат, к победам над конкурентами.

Почему не всем удается быть креативными и создавать невероятные идеи? Потому что часто компании хотят креатива, а нанимая управленцев отдают предпочтение предсказуемым, таким, чтоб «никаких сюрпризов». Предсказуемости обычно требуют акционеры.

Во времена перемен, а они уже с нами, важны находки, свежие решения. Каждая компания ищет нестандартных решений, «чуда», «озарения», «инсайтов» – называть это можно по-разному.

Рецепт – создание творческой атмосферы, готовность лидера бросаться в темноту и нащупывать решение, причем, делать это настолько заразительно, чтобы команда шла за ним. Как лидеру развивать в себе подобное?

Как развить креативное мышление и стать креативным менеджером

Эксперты советуют, и с ними трудно не согласиться, что для развития креативного менеджмента нужно:

  • Много работать, выкладываться, вкладывать в проект всего себя.
  • Обращать внимание только на самые передовые инновации.
  • Работать с лучшими.
  • Брать на себя ответственность.
  • Запрашивать критику.
  • Не откладывать.
  • Забыть о словах «Нет» и «Невозможно».
  • Понимать, что без ошибок не будет открытий.
  • Слагать легенды.
  • Стимулировать окружающих шокировать и удивлять.
  • Работать собственными руками, быть лично в гуще событий.
  • Мотивировать без пряника.
  • Делегировать не только ответственность, но и авторитет.
  • Когда надо – уметь отойти в сторону.
Чем традиционное лидерство отличается от креативного?

Сравним:

  • Традиционный лидер – символ авторитета, креативный – символ вдохновения.
  • Креативный (или творческий) лидер интерактивный, считает, что важно быть реалистом, а не правым.
  • Традиционный лидер предпочитает следовать инструкциям, креативный открыт для импровизации.
  • Для традиционного лидера важна надежность, для креативного проверенность, традиционный – управляет «классическим оркестром», креативный – «джазовым джем-сейшеном», для традиционного главное гармонизация, для креативного – коммуникация.
  • Традиционный лидер хочет быть правым, творческий – надеется, что прав.
  • Традиционный лидер открыт для ограниченной обратной связи, творческий открыт для неограниченной критики.
  • Традиционный лидер исполняет поручения, творческий принимает риски.
  • Традиционное лидерство предполагает иерархию, креативное – сеть.
  • Для традиционного лидерства свойственны линейные зависимости, для креативного – нелинейные. Для традиционного необходим выбор «Да» или «Нет», для креативного допустима неопределенность.
  • Традиционный лидер запускает проект с версии 1.0, креативный готов жить в бета-версии с постоянными итерациями.
  • Традиционный в речи использует конкретику, креативный – метафоры.
  • Традиционный мыслит категориями генерала или контролера, креативный мыслит как дизайнер или художник.
  • Традиционный лидер делегирует функции, креативный предпочитает практику и участвует в процессах сам.
Значит ли это, что теперь каждый должен сверить себя с характеристиками креативного лидера и начать перестраиваться? Нет, конечно. Каждому лучше всего удается тот или иной подход к решению задач. Зато здесь есть о чем задуматься. Если вам казалось, что неопределенность – это недоработка, и нужно во что бы то ни стало определиться прежде чем двигаться дальше, теперь можно учесть, что так тоже бывает, такое управление тоже возможно, мало того, это может привести к прорывам. То же самое по поводу требования к окружающим высказывать критику (как это, кстати, сделали в Netflix) – это не странность, а один из подходов, позволяющий находить удачные решения раньше конкурентов.

Где грань и как управлять, что выбирать и нужно ли четко определиться, на какой вы стороне? Нормально ли быть и там и тут, узнавать себя традиционным лидером или креативным лишь отчасти? Ответы только в каждом из нас. Лидерство – это территория, где универсальными могут быть только вопросы, ответы же – индивидуальны.

Думаю, все согласятся с такими выводами:

  • наверное, креативное лидерство подойдет не всем компаниям;
  • такой вид управления подойдет не каждому лидеру;
  • если нужны свежие идеи, нужно ценить людей, ведь идеи исходят из людей.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Методика Белютина

Элий Белютин – российский педагог, художник, философ. Он разработал методику для развития креативного мышления, которая может быть полезной для развития у сотрудников способности мыслить оригинально. Рассмотрим суть методики.

Белютин считает, что человечество «подсело на цифровую иглу»: пароли хранит браузер, планы на день – в гаджете, о днях рождения напоминают календари. Мы все меньше используем память, не укрепляем навык запоминания, от чего падает качество выполняемой работы.

По методике нужно упражняться в визуализации проблемы, что стимулирует незадействованные участки мозга. Пробуйте изображать проблему на бумаге, рисуйте ее. Это помогает запомнить больше данных, разбираться в сложных структурах, решать различные проблемы, развивать креативное мышление.

Научиться визуализировать проблемы можно на мастер-классах. Этапы визуализации проблемы:

1. Выберите символ. Символ сначала продумывается, потом изображается на бумаге. Например, хорошим символом для концентрации внимания будет вода. Она течет без остановки, а менеджеру нужно научиться удерживать на определенной информации внимание – довольно символично.

2. Изобразите проблему и решение. Допустим, наш символ – река. Изобразите все, что ее окружает. Это физиологический уровень. Далее ставим задачу: учитывая, что символ – это ситуация, пытаемся решить проблему – взять ее под контроль. Рисуем средства контроля (мосты, переправы). Изображение должно быть максимально детальным. Это экспрессивный уровень. Следующая задача – изобразить путешественника, которому нужно перебраться на другой берег. Водоем и путешественник должны составлять одну картину. Это интеллектуальный уровень. Следующая задача – разукрасить изображение и дополнить важными деталями, характеризующими свойства изображенных объектов. Это визуальный уровень. И последняя задача – изобразить конечную цель максимально детально. Желательно, чтобы по изображению было понятно, как можно достичь цели.

Проблема и решение изображаются на пяти уровнях:

  • Физиологическом.
  • Экспрессивном.
  • Интеллектуальном.
  • Визуальном.
  • Рациональном.
3. Изобразите эмоции. Участникам мероприятия предлагают разукрасить свой рисунок. Люди, которые легче идут на контакт, часто выбирают яркие цвета, те, кому все дается сложнее, останавливаются на приглушенных тонах, темные цвета обычно выбирают в тех случаях и по отношению к тем деталям, которые вызывают дискомфорт и неуверенность.

В то время, как менеджеры занимаются «развлечениями для дошкольного возраста», мозг учится решать проблемы необычным способом и искать выход из непривычных ситуаций.

«Самый настоящий признак ума — не знания, а изобретательность» (Альберт Эйнштейн).
Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение