Основной метатренд текущего столетия –
ускорение. Он напрямую связан с шестью основными трендами – социальными, технологическими и трендами на стыке человека и технологий:
- Социальные тренды – демографические изменения и сетевое общество.
- Технологические тренды – цифровизация и автоматизация.
- Техно-социальные – глобализация и экологизация.
Эти семь трендов приведут нас в новый сложный мир и подготовят к взаимодействию с ним. Все они уже сейчас актуальны.
Цифровизация. Оцифрованных данных все больше, интернет все доступнее, цифровизация охватывает все больше сфер деятельности. Пандемия ускорила процесс.
Автоматизация. Развивается создание систем, способных выполнять физические и когнитивные действия. Назревающий кризис ускоряет процесс.
Демографические изменения. Прежде всего это курс на рост продолжительность жизни, урбанизация и расширение роли женщин в экономике.
Развитие сетевого общества. Уже появились гибкие способы управления сотрудниками и компаниями, объединения групп людей вокруг идей и проектов.
Глобализация. Уже происходит экономическая, технологическая и культурная глобализация. Производство, наука и культура существуют в мире транснационального сотрудничества.
Экологизация. Экологичность, кроме того, что как проблема, решается на всех уровнях, сейчас как термин применяется к различным явлениям в бизнесе. Экологично – значит безопасно, чисто, щадяще, дружественно, заботливо.
На все выше перечисленные тренды влияет
метатренд – ускорение. Скорость изменения постоянно растет.
Мы еще не совсем понимаем, что значит жить в цифровом мире, но нас научат наши дети, родившиеся в цифровую эру. Прогнозы по цифровизации звучат так:
- Оцифровка бизнес-процессов.
- Цифровизация личного пространства, интернет вещей.
- Развитие био и нейроинтерфейсов.
Все это уже происходит – мы переводим в цифру рабочие процессы, управляем бытовыми приборами через интернет, используем умные часы и браслеты, которые считают уровень сахара в нашей крови и дают рекомендации по улучшению самочувствия.
Вспомним, как постепенно внедрялась цифровизация. В 1960-х годах в цифровой формат была переведена зарплата и осуществление заказов, в 1970-х – цифровой стали цена и продукт, в 1980-х – склад, торговля, активы, началась автоматизация производства и с этим столкнулись сотрудники, 1990-е принесли электронный обмен данными, 3D дизайн, автоматизацию процессов и прибыльности, а в 2000-х мы научились оцифровывать изображения, фиксировать в цифре присутствие и активность, хранить социальные графы, оцифровывать цепочки поставок, в 2010-м – идентифицировать, фиксировать состояние, контент, настроение и жесты, а в 2020-м цифровой мир добрался до эмоций и активности мозга. Так происходит постепенный переход к цифровизации личного и даже внутреннего мира.
Что касается автоматизации, то различные автопилоты уже появились, продолжается развитие самоуправляемых систем. Пример автоматизации в интеллектуальном труде – агенты по бронированию билетов, агрегаторы, электронные персональные помощники, чат-боты, различные варианты внедрения искусственного интеллекта.
С чем ассоциируется глобализация? У многих с McDonalds, KFC, которые можно встретить в любой стране, с брендами одежды, которые можно купить, где бы мы ни находились. Нам уже трудно ответить, где же на самом деле был произведен тот или иной продукт. Национальные барьеры перестали существовать.
Исследователи убеждают в продолжении роста тренда глобализации несмотря на текущие тенденции усиления региональных экономических блоков, в связи с чем некоторые рынки перекрываются.
Несмотря ни на что, существуют более сильные, фундаментальные причины, ведущие к растущему объединению мира, прежде всего экономические и культурные, поэтому процесс глобализации в масштабах планеты с высокой вероятностью будет продолжаться.
Еще недавно экология воспринималась как ограничение (не вредить, не сорить), сейчас это растущий тренд на здоровый образ жизни, разумного потребления, заботы об окружающей среде. Особенно активно развивает тренд молодое поколение. С каждым годом мы все лучше понимаем целостность земной экосистемы, и уже можно говорить о зарождении экологического мышления во всех сферах.
В связи с ростом средней продолжительности жизни населения, у общества появляется задача «принять в свои ряды» активных людей старшего возраста. Основная масса продолжает мыслить стереотипами – представляя стариков немощными и требующими помощи, однако тенденции идут к тому, что пожилые будут все более здоровы и трудоспособны, а обществу будет все труднее финансировать их пенсию, что неизбежно будет приводить к увеличению возраста выхода на пенсию.
Существенным демографическим изменением можно назвать также изменение модели детства. Если долгое время мы относились к детству как к периоду становления и подготовки к взрослой жизни, то сейчас период детства рассматривается как самоценный значимый период «здесь и сейчас».
Быстро меняющийся мир стал непонятным для взрослых, уже стало невозможным научить ребенка быть готовым к будущему, которое постоянно меняется. К тому же дети по-своему воспринимают мир и оказываются лучше адаптированными к будущему, помогая освоиться и взрослым. Дети способны даже зарабатывать больше, чем взрослые (блогеры, программисты) еще в период официального детства.
Корпорация Ericsson выделила пять трендовых типов потребления информации в сетевом обществе:
- Персонализированное: пользователь устанавливает фильтры и настройки под свои потребности.
- Совместное создание продукта: потребитель принимает активное участие в создании продукта или услуги, грань между потребителем и производителем начинает стираться.
- Краудфандинг: потребители принимают участие в финансировании бизнеса, создаваемого для их пользы.
- Ремесленничество: стремление к уникальным товарам.
- Совместное потребление: товары для общего пользования, краткосрочная аренда.
Намечается тенденция пользования продуктом только когда он нужен, не приобретая его в постоянное пользование. Примерами могут служить сервисы совместного пользования автомобилями (каршеринги), помещения для совместной работы (коворкинги).
В быстро меняющемся мире на смену привычным иерархическим системам приходят новые способы организации бизнеса. Появляется новый подход к бизнесу. Его результаты:
- Agile-менеджмент – методология гибкого управления проектами. Подход зародился в сфере IT и постепенно перебрался на другие области бизнеса.
- Холакратия – управление компанией по принципу самоорганизующихся команд. Главное в холакратии – система общих правил.
- Бирюзовые организации – концепция эволюции в самоуправляемые структуры. Это новый тип организаций, которые реализуют свою миссию, а каждый сотрудник вкладывается по мере своих возможностей.
Во всех этих новых типах организаций преобладает не внешняя, а внутренняя мотивация.
Концепция сети отразились также в создании и развитии сетевой технологии
Blockchain, которая лежит в основе криптовалюты Bitcoin и применима во многих сферах. Суть технологии – создание распределенной базы данных с высокой степенью безопасности без центральных узлов и агентов по верификации.
Ускорение. Впервые о нем заговорил Элвин Тоффлер в книге «Шок будущего» еще в 1970 году. В книге он описал негативное влияние ускоряющихся изменений, которые заставляют людей чувствовать себя отрезанными, страдать от «сокрушительного стресса» и потери ориентации, пребывая в шоке от будущего. В 90-х математик Вернон Виндж предупреждал, что нарастание скорости технологий вскоре может привести к гипотетическому моменту, после которого технический процесс станет таким быстрым и сложным, что станет недоступным человеческому пониманию.