Как видим, люди внушаемы, но иногда сопротивляются даже хорошим советам. Мы даже разобрались, в каких случаях возникает сопротивление. Осталось понять, как добиться от человека не просто согласия, но и непосредственно действия, и избежать при этом сопротивления.
Целое желаемое действие может оказаться слишком неподъемным для человека, а он может оказаться мало мотивированным, чтобы самостоятельно справиться с «поеданием слона частями». Психолог и тренер НЛП Тимур Гагин рекомендует вдохновлять человека только на первый шаг – на начало действия, обращенного в его собственное реальное будущее.
При этом важно, чтобы это было начало известного, или понятного, действия. Если человеку предложить действие, значение которого полностью или частично ему непонятно, он не сможет «разместить» такую задачу в своем сознании. Возьмем, к примеру, самое простое – попробуем попросить кого-то выполнить физическое упражнение, например, пару приседаний или наклоны в сторону. Для большинства из нас это не составит труда. Хотя даже с этим могут возникнуть трудности: если у человека «в репертуаре» есть разные виды приседаний, он может уточнить или на какое-то время задуматься, о каком именно типе речь. Если же попросить выполнить менее популярное упражнение – скручивание, далеко не каждый поймет, чего от него хотят, поскольку не всем понятно, что из себя представляет это упражнение. Другими словами, задача поставлена на непонятном для него языке.
Если подсказок больше нет, человек пытается найти какую-нибудь ассоциацию, и выполнит то, что ему покажется правильным, но может не соответствовать запрошенному требованию.
Бывает, что результата не представляет и тот, кто запрашивал действие, но это другой разговор.
Если для человека запрос представляет из себя понятное действие или процесс, состоящий из понятных шагов, то триггер начала действия вызывает понятную последовательность шагов, приводящих к требуемому результату.
Проблемы и сопротивление возникают в случае, когда человек не знает, как совершить это действие, когда в его опыте подобного пока нет.
Даже невинное пожелание «Выздоравливай» для одних понятный процесс, а для других – просто тупик, абстракция: «Делать то что?».
Таких пожеланий, вызывающих только непонимание и раздражение, довольно много:
- Следи за собой.
- Веди себя пристойно.
- Следи за языком.
- Успокой клиента.
- Не подведи нас.
Для многих такие наставления вызывают лишь недоумение: «Делать что?».
Воодушевить – значит внушить, какое-то действие, дать команду что-либо сделать, будучи уверенным, что человеку знакомо это действие.
Если человек не знает и не понимает, как это делать, нужно:
- Разбить нужное действие на более короткие команды.
- Отслеживать выполнение отдельных команд.
- По окончанию каждого короткого действия давать следующую команду.
Каждое действие должно быть понятным.
Есть альтернативный подход – сформировать у человека образ действия целиком. Для этого используются метафоры, подводящие разговоры (в НЛП их называют «засеивание»), чтобы человек представил, что получится в результате или каким будет процесс.
Человеку нужно дать информацию, что входит в понятие «Выздоравливай» или «Веди себя прилично», но не в режиме обучения, а в картинках, примерах из жизни других людей и метафорах, частями, постепенно складывая нужную мозаику в голове собеседника. Только после того, как мы уверены, что у человека есть образ этого действия целиком, мы можем озвучивать пожелание, подталкивая его к началу этого действия, которое будет происходить в его собственной жизни.
Теперь становится более понятным, почему люди противятся подталкиванию даже к хорошим действиям. Они
получают команды не вовремя – в ходе другого процесса, не предполагающего новых команд, или
получают команду, которую не понимают.Какие выводы тут может сделать лидер, руководитель?
Наладив процессы, не надо нарушать их. Определите место каждому процессу, чтобы люди были готовы воспринимать новые пожелания и наставления, когда приходит отведенное для этого время.
К новым требованиям людей нужно готовить. Постепенно «засевайте» новое, убеждайтесь, что ваши пожелания и требования будут понятны, выясняйте, совпадает ли новое требование с ценностями ваших сотрудников и нет ли конфликта между текущими и новыми требованиями.
Если противоречий нет, готовьте людей к новым требованиям. Показывая пример своими собственными действиями, вы делаете эти действия знакомыми, а называя их, вы налаживаете общее терминологическое поле.
Следите за тем, чтобы любая задача была выполнимой и понятной. Она не должна быть абстрактной.