БЛОГ

Интегратор, администратор, предприниматель или результативный производитель? Как работает матрица ролей Адизеса

Лидерство
Время на чтение: 12 минут

Что учитывать, чтобы стать эффективным руководителем? Как определить свой стиль управления и уметь эффективно сотрудничать с представителями других стилей? Ответы на эти вопросы поищем в работах Ицхака Кальдерона Адизеса.
Модель лидерства македонского и израильского писателя, всемирно признанного эксперта в ведении бизнеса и управлении изменениями Адизеса – одна из самых популярных. Ее применение способно вывести компанию из неразберихи и кризиса и поместить в списки самых успешных.

Можно ли стать идеальным руководителем

Хотите стать эффективным и продуктивным – нужно готовиться к упорной работе. Особенно если вы от природы не лидер.

Человек может от природы обладать лидерскими качествами, тогда ему нужно будет только дисциплинировать и постоянно развивать себя. Но если ему в жизни все дается с трудом, а явно выраженных лидерских наклонностей не наблюдается, нужно выходить из зоны комфорта и много работать над собой. Наградой будет получение желаемого.

Однако давайте пойдем дальше общих слов. Что нужно делать, как именно действовать? Пробовать все подряд, накапливая личный опыт пока не появится разумная стратегия? Это стрессово и слишком затратно по времени. Лучше выбрать другой вариант – воспользоваться проверенной методикой повышения своих личностных и профессиональных качеств. Этот вариант позволит достигнуть желаемого с наименьшими потерями. К тому же отличная методика уже существует – это методика Адизеса.

Насколько эффективна методика

Адизес не просто теоретик-исследователь – его консультирование лидеров самых разных компаний помогло им избежать банкротства и достичь феноменального стабильного роста. Его институт работает более 40 лет в более чем в 52 странах. Практически в каждом случае при взаимодействии с командой Адизеса корпорациям на грани разорения удавалось спасти бизнес и значительно подняться в своем развитии. Объемы продаж и прибыли из миллионов вырастали в миллиарды долларов – и все благодаря грамотным организационным изменениям в результате грамотной работы с лидерами.

Адизес называет работу своей команды «работой организационных психотерапевтов» – аналитики выявляют проблемы компании, отслеживают подход в компании к внедрению изменений, находят подходящее место для каждого сотрудника. Команда гордится тем, что не содержит в своих заключениях и рекомендациях рекомендаций по увольнению тех или иных сотрудников. Если это и происходит – то крайне редко. Особенность методики в том, чтобы дать человеку самое подходящее место, определить, в чем сотрудник преуспел – в производстве, предпринимательстве, администрировании или интеграции – и предложить ему занять наиболее гармоничную для него должность.

Поставив людей на свои места, компания достигает феноменальных успехов. Вы тоже, определив свое оптимальное место в бизнесе в соответствии с вашими индивидуальными наклонностями, способны достичь невероятных успехов, а будучи лидером – преуспеете, научившись эффективно учитывать все четыре грани лидерства, крайне важные для любого бизнеса.

Четыре базовые функции руководителя

Следуя методике Адизеса, компания будет не сокращать расходы, а повышать доходы. Адизес называет это «превращать жир в мускулы». А достигается это рядом мер, например, путем разработки эффективной системы поощрений, внедрением в компании концепции взаимного уважения и доверия, изменением культуры компании. Но обо всем по порядку.

Важным требованием к руководителю является его эффективное стремление к достижению наивысших результатов. Эффективность стремления должно включать в себя четыре базовые функции управления:

  1. Производство результатов (Producing results).
  2. Администрирование (Administrating).
  3. Предпринимательство (Entrepreneur).
  4. Интеграция (Intergrating).
В чем суть каждой из функций? Давайте разберемся.

Первая функция – важна для руководителя, она позволяет привести компанию к высоким результатам в течение короткого времени.

О каких результатах речь? Любая компания удовлетворяет спрос потребителей, ради этого она создана. Чтобы определить, какие результаты нужны от компании, ее создатели задаются вопросами, связанными с пользой для людей, например, «Какие услуги или продукты нужны людям?», «Для чего людям нужна наша компания?», «Почему люди должны выбирать именно нашу компанию?».

Производитель удовлетворяет потребности клиентов, в результате чего появляются довольные клиенты, которые снова и снова обращаются в компанию, чтобы снова и снова приобрести предлагаемые компанией продукты или услуги. Измеряется данная функция количеством довольных клиентов.

Управленческие решения в разрезе этой функции должны обеспечивать именно достижение:

  • результатов в близкой перспективе,
  • результатов, ради которых создавалась организация,
  • результатов, которые удовлетворят потребности клиентов.
Учитывая все это, поиск решения производителя должен строиться вокруг надежной обратной связи от клиента – как внутреннего, так и внешнего. Главное – правильно идентифицировать потребность, которая в свою очередь определяется удовлетворенностью клиента от полученной услуги или приобретенного товара.

Вторая, административная, функция руководителя, заключается в достижении порядка в каждом организационном процессе. Организация должна совершать правильные действия в оптимальной последовательности и с оптимальной интенсивностью. Задача администратора – достижение эффективности в краткосрочной перспективе.

Управленческими решениями в разрезе административной функции будет определение оптимальной системы менеджмента, систематизация деятельности, определение процедур и процессов.

Реализация данной функции заключается в определении процедур и гарантии их дупликации, в составлении должностных инструкций, регламентов и описаний бизнес-процессов.

Когда нужно реализовывать решения административного типа, все текущие потребности должны быть отодвинуты на второй план. Руководитель-администратор должен разработать эффективное решение для своего клиента, которым в данном случае выступает все его подразделение. Задача – повысить эффективность в краткосрочной перспективе.

Предпринимательская функция направлена на достижение стратегических целей.

Усилия руководителя-предпринимателя нацелены на стратегические цели, которые достигаются путем долгосрочного планирования, требующего способности предвидеть возможные варианты развития событий. Предприниматель задает своей команде курс, который должен иметь перспективу с учетом меняющихся обстоятельств. Правильный курс позволит сделать компанию эффективной в непростых рыночных условиях.

Что должен делать и уметь делать руководитель-предприниматель? Творчески учитывать перспективы и идти на оправданные риски.

Если эта функция будет реализована успешно, продукт или услуга компании всегда будет пользоваться спросом, возможно, даже не для текущих, но для перспективных клиентов, ведь планировать можно и расширение целевой аудитории.

Управленческими решениями в разрезе этой функции будут внедряемые в компании изменения для приспособления компании к новым возможностям и потенциальным угрозам. В этом проявляется проактивное управление руководителя и прогнозирование будущего компании. Итогом грамотного подхода реализации этой функции будут не сиюминутные, а масштабные решения.

Интеграция – это создание оптимальной атмосферы и системы ценностей, позволяющих мотивировать сотрудников работать сообща и эффективно, при этом быть взаимозаменяемыми и обеспечивающими эффективность компании в долгосрочной перспективе. Создать такую обстановку и такие возможности – задача интегратора.

Интеграция – это обеспечение командной работы и взаимодополняемость.

Управленческие решения в этом направлении – это поиск и согласование решений по объединению сотрудников.

С этой целью, в частности, руководитель-интегратор ведет переговоры между всеми членами команды, добивается того, чтобы все были согласны с принимаемыми решениями и участвовали в процессе их принятия, чтобы каждый брал на себя ответственность за результаты общих решений.

Все это должен выполнять один и тот же руководитель?

Главный вопрос, который задают, изучая четыре функции руководителя – должно ли все это совмещаться в одном человеке? Что если вам лучше удается стратегически планировать, но как администратор вам еще нужно расти и расти? Что если вы умеете мобилизоваться и дать быстрые результаты, а долгосрочное планирование – ваше слабое звено?

Первое, что важно знать, это то, что учет всех четырех функций необходим и при этом достаточен для самых высоких результатов. Второе, что важно учесть, это то, что нет руководителей, которые были бы в равной степени успешны во всех четырех функциях. Мало того, если бы такой человек нашелся, он не смог бы одинаково успешно обеспечивать все четыре функции – у него не было бы на это достаточно времени.

Зато успешный руководитель способен обеспечить одинаково успешную реализацию всех четырех функций.

Вы, наверное, догадались к чему я клоню? Формула успеха компании по Адизесу – это правильная оценка собственных сильных сторон и умелое распределение существующих ресурсов, прежде всего человеческих, в сочетании с хорошим знанием важности и сути каждой из четырех описанных функций.

Еще раз хочу обратить внимание: Ицхак Адизес не склоняет становиться идеальным руководителем – это не нужно, и это даже неэффективно. Скажу больше – это вредно, поскольку все функции находятся в конфронтации между собой. Сколько бы ни старался человек достичь баланса – ощутимого результата не достигнет, а свою индивидуальность так можно и потерять.

Адизес называет такого идеального руководителя не существующим, «книжным менеджером», которого можно создать только в теории.

Идеальный руководитель, равномерно сочетающий в себе все функции, – это сбалансированная команда, где каждый на своем месте и каждый взаимодополняет друг друга.


Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение