БЛОГ

Как правильно давать советы

Лидерство, Саморазвитие
Время на чтение: 10 минут

Нужно ли давать советы? Многим хочется советовать, чтобы почувствовать себя значимым. Но с другой стороны, разве можно не помочь человеку, который нуждается в подсказке? И все же не все советы полезные. Что нужно учитывать?

В статье:
Попробуем разобраться, как правильно давать советы?

Что нужно собеседнику?

Бывало ли с вами такое, что вас просят о совете, но не прислушиваются к нему? Это вызывает недоумение, раздражение, разочарование?

Казалось бы, логично: если спросили совета, значит доверяют моему мнению, если доверяют – почему не выполняют совет? Давайте поразмышляем. Допустим, все так и есть, но все ли советы легко выполнить? Возможно, человек и хотел бы поступить так, как свойственно вам, но пока что не готов решиться на определенные действия, у него недостаточно воли или есть другая причина, по которой он не справляется с такой задачей.

В такой ситуации не стоит спешить причислять собеседника к слабым или недостойным ваших советов. Возможно, совет не соответствует его ценностям, психологическим особенностям или жизненному этапу.

Зачем же спрашивал? Логичный вопрос. Возможно, спрашивал не только вас, возможно, ваш совет не прошел его критерии, а возможно, спрашивал не для того, чтобы услышать совет. Такое тоже бывает. Возможно, ему нужен не совет, а собеседник.

Часто людям в трудной ситуации важно с кем-то поговорить, озвучить проблему, поразмышлять о ней не в одиночестве. Если вас попросили о совете и озвучивают свой вопрос, знайте – независимо от того, что вы ответите, вы уже помогаете.

Не спешите делать выводы и озвучивать решение, дайте человеку выговориться. Это самое важное, что он сейчас делает, – вслух решает свой вопрос, высказывая предположения и промежуточные выводы. Вашего внимания и поддержки может оказаться достаточно.

Как понять, что собеседника нужно просто выслушать?

Определить случай, когда нужен просто слушатель, можно по поведению собеседника. Собеседника нужно выслушать, а не пытаться советовать, в таких случаях:

  • Если вы озвучиваете свое мнение, а он не слушает вас, и снова продолжает размышлять о своих проблемах, переводя разговор снова на себя.
  • Если он сопротивляется советам, убеждает, что все советы ему не подходят, просит предложить еще варианты решения его проблемы.

Не спешите злиться в таких случаях, даже если его проблема вам понятна и в своем решении вы уверены. Иногда человеку нужно пройти свой собственный путь, даже совершив ошибки. В такой ситуации ваших советов слушать не будут, лучше прекратить их давать и просто выслушать, постараться «прожить» ситуацию собеседника вместе с ним.
ТРЕНИНГ "доверие в команде"

В каком случае нужен адекватный совет

Совсем другое поведение будет у собеседника, которому нужен реальный совет и именно от вас. Если для собеседника вы лидер, авторитет, если вы раньше уже давали советы, которым он следовал, вполне может быть, что этот человек хочет от вас разумного совета, к которому он готов прислушаться.

Однако иногда тот, к кому обращаются за советом, пользуясь случаем повысить свою значимость в собственных глазах, начинает давать мудрые советы, даже не вникнув в суть проблемы. Он больше говорит о себе, чем о собеседнике. Тем не менее, если собеседнику нужен совет от этого человека, он поймет, что ему говорят не то, и начнет возвращать нить разговора, пока не увидит попытку разобраться. Если этого не произойдет, он прекратит попытки и уйдет от общения. Ему нужно реальное понимание собеседником ситуации, а не видимость помощи.

Как следует поступать с таким собеседником? Выслушать его до конца, уточнить критерии совета, согласовать с ним, в каком случае он поймет, что его вопрос решился. Учесть это при поиске решения.

Иногда нужен любой совет

Некоторые люди готовы довериться другим и принять любой совет. Так бывает в случае, если информации явно недостаточно, нет жизненного опыта в сложном вопросе. В этом случае собеседнику достаточно было бы даже просто выслушать вашу жизненную историю и прислушаться к тому, как бы поступили в такой ситуации вы.

Таких собеседников можно определить по ряду признаков. Они внимательно слушают все, что вы говорите, словно впитывают каждое слово, не перебивают, принимают любую произнесенную информацию.

Не будьте жадными с такими людьми, делитесь ценной информацией. Некоторая не понадобится именно сейчас, но внимательно выслушанная, она может принести собеседнику пользу в будущем.
Тест Белбина бесплатно

Как создать синергию в команде?

Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!

Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды

Учитывайте эти правила

Если вам предстоит дать совет, учитывайте эти правила. Иногда мы о них забываем или учитываем не все. В таком случае советы менее результативны.

1. Не стоит навязываться. Не пытайтесь давать советы, когда вас об этом не просят. Если вас попросили о совете, не стремитесь настаивать на своей точке зрения. Собеседник примет ко вниманию озвученную вами информацию и будет взвешивать ее вместе с другими вариантами. Не обязательно победит ваша идея. Если вы будете демонстрировать давление, у собеседника появятся подозрения, протест, сомнения. Многие просто начинают игнорировать слишком навязчивый совет, а это значит, вы сами лишаете свою идею шансов быть выбранной.

Помните также, что чем больше вы навязываете свой вариант, тем больше ваша ответственность за результат. Если что-то пойдет не так, будьте готовы поддержать и справиться с последствиями. Человек вправе делать с вашим советом, что сам решит, однако доверившись другому вопреки собственным убеждениям, он будет чувствовать советчика причастным к результату.

2. Не самоутверждайтесь. Не пытайтесь использовать ситуацию для самоутверждения. Как выглядит самоутверждение? Бывало, что вы спрашиваете, как это делается, а в ответ слышите «Как можно не понимать таких элементарных вещей?». Что вы чувствовали? Как минимум, не то, что хотели бы. Таких случаев много, желающих самоутвердиться за счет кого-то хоть отбавляй. Не пополняйте их ряды. Не поддавайтесь соблазну добавить что-то, вроде «Объясняю для особо непонятливых». Воспитывайте лидерство, помните, что после таких советов к вам могут больше и не обратиться, даже если вам есть что подсказать.

К сожалению, многие, прежде чем поделиться полезной информацией, позволяют себе уколоть собеседника, самоутвердиться за его счет. К сожалению, такое общение вредит обеим сторонам. Советчику это не добавит «баллов», с ним не захотят больше общаться, а у того, кто просит совета, отпадет желание обращаться за помощью и контактировать с людьми, которые могли бы поделиться опытом.

3. Придержите эмоции. У вас может быть определенное отношение к собеседнику, вам может показаться, что его вопрос глупый, неуместный и так далее. Не спешите озвучивать ваше мнение об этом и давать волю эмоциям. Сначала подождите и успокойтесь – поспешив с ответом и проявив эмоции, вы можете испортить отношения с собеседником.

4. Оцените ситуацию объективно. Если к вам обратились за помощью, собеседник хочет, чтобы вы посмотрели на ситуацию независимо, со стороны. Избегайте критики и оценочности, подключите холодный ум – это лучшее, что вы можете предложить собеседнику.

5. Озвучьте свои чувства. Если человека есть за что похвалить – сделайте это. Это поможет ему побороть стресс. Если вам что-то не нравится – тоже сообщите об этом. Озвучьте, если вы расстроены этой ситуацией или растеряны от услышанного.

6. Соблюдайте меру. Не стоит переусердствовать с советами и замечаниями. Если вы хотите таким образом повысить свою значимость – бесполезно, вы только рискуете получить репутацию назойливого или вечно недовольного человека. Иногда назойливые советы воспринимаются как проявление скрытой агрессии.

7. Оцените состояние собеседника. За советами может прийти человек в самом разном состоянии. Он может быть в отчаянии, на грани срыва, в стрессе, в растерянности. Он может быть в состоянии, в котором невозможно адекватно воспринять какой-либо совет. Если есть такая возможность – перенесите разговор на более подходящее время, когда у него немного утихнет злость, усталость, отчаяние. Помогите ему привести в норму свое психическое состояние. Если он заболел – помогите ему привести себя в порядок. После этого поговорите с ним о его проблеме. Конечно, такое возможно, если вопрос не «горит».

8. Берите в учет психологию человека. Разным людям один и тот же совет нужно давать по-разному. Учитывайте психологию своего собеседника. Например, мужчине и женщине стоит по-разному давать советы, они по-разному воспринимают информацию.

9. Не позволяйте втянуть себя в чей-то конфликт. Иногда просят советов, чтобы доказать что-либо своему оппоненту. В таком случае откажитесь от советов и не включайтесь в чью-то игру.

Как воспринимают советы мужчины и женщины

Чем отличаются советы мужчинам и советы женщинам?

Психологи считают, что мужчины тяжелее воспринимают советы, большинство из них считает советы ударом по самолюбию, поэтому следите, чтобы ваши советы конкретному мужчине были нечастыми, ненавязчивыми, с учетом его мнения и описания ситуации – как выбор из его собственных вариантов, без приказного тона – как предложение варианта, а не как команда к действию.

Женщины воспринимают совет как заботу, а заботу женщины любят и ценят. Женщине подойдет совет в форме озвучивания своего субъективного опыта. Расскажите, как вы поступаете в подобной ситуации. Женщины хорошо воспринимают советы на основе чьего-то авторитетного мнения. Советы женщинам с завышенной или заниженной самооценкой следует давать особенно осторожно, убедитесь сначала, что нашли формат, который будет воспринят. Иногда достаточно «случайно» оставить на принтере распечатку с важной информацией, иногда стоит вскользь упомянуть о чем-то, что могло бы заинтересовать собеседницу. Она примет ко вниманию нужную информацию – это ведь то, что требуется?

Можно ли давать советы руководителю? Это нужно делать крайне осторожно, в форме предложения. Озвучьте информацию четко и без эмоций, подкрепите ее документами и подтверждениями, оперируйте фактами, не забудьте озвучить последствия, возможные риски, и только после этого изложите ваше предложение. Прежде, чем предлагать, убедитесь, что уверены на 200% в своей правоте.

Главный совет тем, кто собрался дать совет, – не давайте непрошенные советы.

Психологи считают, что советы из разряда «хотел, как лучше» – это попытка поставить оппонента в позицию ребенка, дать ему понять, что он не способен справиться со своей ситуацией сам, не уважать его право прожить свою судьбу самому, получая и осознавая свои ошибки.

Несвоевременная подсказка отвергается в 99% случаев, даже если подсказка полезная. Как видим, нет никакого смысла в непрошенных советах – они не принесут никакой пользы.

Контакты
Телефон
Email
+7 915 388 33 96
vitaly@gershanovich.ru
Оставить мне сообщение