Может ли менеджер стать великолепным коучем
Принято считать, что лучшие менеджеры постоянно обеспечивают сотрудников обратной связью, учитывая то, что сотрудникам нужно постоянно совершенствоваться. Многие компании пришли к выводу о недостаточности практики годового разговора для оценки эффективности, заменяя его постоянной обратной связью.
Но в реальности очень мало менеджеров способны обеспечить подчиненным постоянный коучинг. По результатам исследований, менеджеры планируют тратить на коучинг около 50% своего времени, а в действительности тратят около 9% в связи с постоянной загруженностью, по причине которой задачи коучинга всегда оказываются в нижней части списка дел.
И все же эксперты считают, что 9% - это не тревожная, а вполне нормальная цифра, поскольку в коучинге важно не больше, а лучше, и лучше вовсе не значит больше.
По результатам исследования Gartner, целью которого было определить, насколько лучшие менеджеры являются лучшими коучами, было сделано открытие – хороший менеджер не тратит на коучинг много времени.
В ходе этого исследования было определено четыре самых распространенных коучинговых профиля лидеров, которых подчиненные считают лучшими:
Менеджеры-учителя: коучат, исходя из собственных знаний и опыта. Это менеджеры, которые выросли до лидерской роли, пройдя путь технических специалистов и исполнителей, таких, которыми теперь руководят, и для которых способны стать наставниками. Таких меньше всего – 22%.
Менеджеры-коннекторы: обеспечивают обратной связью в своей сфере и не пытаются помогать в областях, в которых не считают себя профессионалами, вместо этого связывают подопечных с экспертами в других областях, способными дать обратную связь каждый в своей сфере. Они много оценивают навыки и потребности своих подчиненных и умеют найти тех, кто лучше обучит их подчиненных, чем они сами.
Менеджеры-воспитатели: обеспечивают постоянное развитие подчиненных. Они тратят на обратную связь по самым разным вопросам больше времени, чем другие типы руководителей и в HR-среде считаются идеальными коучами.
Руководители-чирлидеры: выбирают путь минимального вмешательства. Они обеспечивают положительную обратную связь и делегируют подчиненным ответственность за их собственное развитие. Они всегда доступны, но не занимаются развитием и коучингом постоянно. Таких больше всего – 29%.
Открытием исследования стало то, что лучший коуч не тратит много времени на коучинг, а качество коучинга не зависит от потраченного на него времени. Выявлено также, что чем больше менеджер вовлекается в коучинговый процесс, тем меньше пользы и больше вреда приносит. Выяснены и причины – постоянный поток обратной связи вреден, постоянный коучинг не позволяет выделять самые актуальные вопросы для развития, увлечение постоянным коучингом может привести к коучингу в вопросах, которыми коуч недостаточно владеет сам.
Исследователи определили лучший тип коучинга – это коннекторы. Эти менеджеры оказались наиболее продуктивными.