Сегодня конкурировать нужно учиться заново. В новой логике конкуренции действуют 5 ключевых принципов:
- Ускорение обучения организации путем анализа данных.
- Работа в экосистеме из нескольких компаний.
- Охват физического и цифрового мира.
- Способность генерировать новые идеи и внедрять их в жизнь. Необходимо развивать воображение и креатив.
- Сопротивляемость в условиях неопределенности. Компаниям нужно разработать надежную систему сопротивляемости.
Примером конкурентоспособности за счет ускорения обучения может служить компания Нетфликс, которая научилась исследовать данные о поведении пользователей для внедрения новых конкурентных идей и улучшения продукта.
Компаниям, желающим победить в конкурентной борьбе, придется научиться объединяться. Войдя в экосистему, каждая компания должна найти свое место, определить свою роль, устраивающую каждого участника. Объединяться нужно для возможности предложить потребителям более качественные услуги и продукты более удобным и полезным образом. Каждая компания должна сразу понять, что не все смогут стать в такой системе дирижером, каждой нужно будет играть свою роль. Кроме того, компаниям нужно будет создавать стоимость не только для себя, но и для экосистемы в целом.
Наблюдая за тенденциями и действиями крупнейших игроков на рынке цифровых услуг, можно отметить, что конкуренция будет требовать присутствия одновременно и в цифровом, и в физическом мире. Пример показывают лидеры цифрового рынка: компания Amazon приобрела сеть Whole Foods и открыла розничные магазины, одна из дочерних компаний Google вышла в сектор транспорта и автомобилестроения. В свою очередь, John Deere серьезно инвестирует в интернет вещей, оснащая свои тракторы и другую технику разнообразными датчиками.
Чтобы преуспеть в такой гибридной конкуренции, нужно строить прочные связи с поставщиками и потребителями, переосмысливать бизнес-модели, бороться за доверие пользователей.
Инертные компании не выживут, нужно уметь генерировать идеи, а для этого нужно повышать в компаниях атмосферу вдохновения и воображения. В поисках вдохновения эксперты советуют фокусироваться не на среднестатистическом, а на отклонениях, аномалиях, случайностях. В компании будет полезно обеспечить открытый обмен идеями, возможность экспериментировать и выступать со смелыми предложениями.
Полезно развивать любопытство и любовь к игре, это помогает исследовать новые возможности, не прилагая особых усилий. Чтобы развить сопротивляемость угрозам, в компании нужно:
- Выработать стратегию выживания при наступлении рисков.
- Развить способность быстро адаптироваться к новым обстоятельствам. Как вариант – путем частого экспериментирования в поиске новых вариантов.
- Подключать корпоративные усилия в решение крупнейших глобальных экономических и социальных проблем. Это позволит сохранить кредит доверия со стороны общества.
Глобальные риски: