В кризисных ситуациях не просто нужно обеспечить текущие процессы компании, но также обеспечить бизнес и персонал новыми процессами, связанными с кризисной ситуацией. Вероятно, компания должна иметь резерв для мобилизации персонала в такие моменты. Как сработали российские компании в ситуации с пандемией?
По результатам проведенного PwC в начале пандемии опроса, только 16% компаний были готовы к рискам, похожим на пандемию коронавируса, хотя 74% компаний были готовы к рискам и угрозам для бизнеса. При наступлении пандемии 79% компаний сформировали кризисные ситуационные центры, которые включали директора по персоналу и руководителей служб безопасности, иногда еще и риск-менеджеров и специалистов по аварийному восстановлению.
Не каждая компания смогла создать такой штаб быстро. По данным опроса, риск-менеджеры 42% компаний доложили своему руководству о возможной угрозе еще в январе 2020 года, как только в Китае был введен карантин, но только 11% из этих компаний создали штабы до начала карантина в нашей стране. Одной из задач таких штабов было обеспечение коммуникаций в кризис.
Специалисты Института стратегического анализа рисков управленческих решений считают, что риск-менеджмент в России сработал не лучшим образом. Нужно было создавать антикризисные структуры не в спешке, а намного раньше – согласовать новый режим с контрагентами, разработать кризисные программы и перевести персонал на удаленный режим. В связи с тем, что подобное не было сделано вовремя, штабам пришлось работать по 7 дней в неделю. Этот опыт важно учесть, чтобы подготовиться к возможным новым волнам пандемии и прочим вызовам. Когда кризис закончится, система управления рисками в компаниях скорее всего будет пересмотрена.
По данным опроса PwC, 94% респондентов считает, что в пандемию значительно возросли финансовые и коммерческие риски, 81% опрошенных отметили рост стратегических рисков, 69% – отраслевых, 56% – производственных и технических, а 50% – операционных рисков.
50% представителей российских предприятий считают, что деятельность их предприятий не изменится, еще половина – что изменения неизбежны. 63% тех, кто уже сейчас готовится к изменениям, будут разрабатывать план непрерывности функционирования компании в кризис, 50% предусмотрят некоторые пункты в договорах с контрагентами.
К возможным кризисным ситуациям необходимо адаптировать и систему формирования кадрового резерва. Она должна учитывать, что:
- Любой ключевой сотрудник может неожиданно заболеть или оказаться в зоне карантина и стать недоступным на несколько месяцев.
- В любой момент может возникнуть необходимость работать только удаленно. В таких условиях необходимо обеспечить обучение резервистов. Подготовка преемников должна происходить даже в условиях неопределенности, изоляции, дефицита финансов.
- Компания должна иметь возможности проводить обучение кадрового резерва удаленно.
- Подготовка резервистов может вестись в условиях дефицита персонала.